«До работы Цифровым ассистентом я не знал о таких сервисах, как Jira и Confluence»
В марте 2021 года проекту «Цифровые ассистенты» исполняется год. Цифровой блок провел опрос Цифровых ассистентов и руководителей Цифрового блока, чтобы узнать, почему студенты решили присоединиться к проекту и какой опыт они получают, а также определить вклад, который дает Цифровому блоку НИУ ВШЭ сотрудничество со студентами. Итоги опроса, интервью участников проекта и их руководителей представляем в материале.
О проекте
Проект «Цифровые ассистенты» был запущен в Вышке в марте 2020 года по инициативе ректора с целью оказания помощи сотрудникам университета в связи со стремительным переходом на новые форматы дистанционного обучения и работы в условиях пандемии. Сейчас проект перестал быть пилотным и вышел на новую стадию. Цифровые ассистенты смогли внести весомый вклад в повышение уровня цифровых компетенций персонала Вышки, и сейчас круг задач участников проекта расширился, и уже вышел за пределы университета.
За год существования проекта в нем приняли участие более 90 студентов 10-ти различных факультетов и 15-ти образовательных программ, как гуманитарного, так и технического направления обучения.
Онлайн-встреча в Zoom Цифровых ассистентов с руководством Цифрового блока НИУ ВШЭ
Что проект дает участникам
В лице Цифровых ассистентов университет получает помощников, которые не только обладают знаниями и навыками в сфере ИТ, но и будучи студентами и молодыми сотрудниками вуза, знают корпоративную культуру и образовательный процесс НИУ ВШЭ изнутри. Ребята работают операторами Горячей линии Вышки, участвуют в работе продуктовых команд Цифрового блока, сопровождают онлайн-мероприятия университета. Но что самим Цифровым ассистентам дает участие в проекте?
На вопрос «Какие компетенции ты развиваешь и/или уже получил за время работы Цифровым ассистентом?», почти 90% опрошенных отметили приобретение цифровых навыков через опыт работы с цифровыми инструментами НИУ ВШЭ. По словам Степана Денисова, студента ОП «Прикладная математика и информатика», такой опыт ему пригодился уже вне стен вуза, т.к., например, системы Jira и Confluence используются во многих компаниях на рынке труда.
Степан Денисов
Студент ФКН
«До начала работы Цифровым ассистентом я не знал о таких сервисах как Jira и Confluence, а сегодня я регулярно работаю с ними в Райффайзенбанке. Помимо задач, связанных с анализом данных, приходится решать и технические вопросы. Благодаря навыкам, полученным во время работы в проекте, я решаю подобные задачи самостоятельно, и они не отнимают много времени».
Второй по популярности ответ (63,9%) — «Коммуникативные навыки и навыки командной работы». «Постоянное взаимодействие с людьми в проекте способствует развитию тебя как командного игрока, — поясняет свой ответ Тигран Махмудов, студент ОП «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». — Работая с коллегами «бок о бок» над общими задачами, понимаешь, что являешься частью большой команды. В форс-мажорных ситуациях удается сохранять спокойствие, ведь задача точно «не провалится» — вместе мы этого не допустим. В развитии коммуникативных навыков важную роль для меня сыграло участие в Edcrunch 2020 — это нереальный опыт».
Павел Крылов
Студент ФКН
«Главный опыт, который пригодится во всех сферах жизни — коммуникации с людьми. На работе в Сбербанке я постоянно участвую во встречах с менеджерами, разработчиками и дизайнерами. Все люди разные, но важно уметь найти подход к каждому. В «Цифровых ассистентах» коммуникаций в работе не меньше, чем в крупном банке, поэтому софт-скиллы прокачиваются на ура».
Закрывает тройку лидеров ответ — «Навыки тайм-менеджмента» (61%). Студенты считают, что развить навык управления временем им помогают удаленный режим работы, т.к. нужно распределить силы в течение дня, а также необходимость совмещать работу с учебой.
Дмитрий Антонов
Студент МИЭМ
«На карантине обычный уклад жизни сильно изменился, и работа Цифровым ассистентом стала еще одной причиной просыпаться раньше. Карантин закончился, а вот привычка работать в утренние смены до сих пор помогает держать режим и даже освобождает дополнительное время для учебы».
По мнению Полины Сорокиной, студентки ОП «Международные отношения» работа в Цифровом блоке вывела ее навыки тайм-менеджмента на новый уровень: «Теперь to-do list для меня — настоящая необходимость, да и сам темп жизни в Вышке располагает к умению жить в плотном графике. Как студент, я ценю гибкий подход Цифрового блока к организации рабочего процесса. Благодаря индивидуальному графику работы у меня получается не жертвовать ни одной из сфер жизни».
Фото: Алексей Ефименков
Также Цифровые ассистенты отметили развитие способностей к непрерывному обучению (41%). «Во время работы Цифровым ассистентом постоянно приобретаешь какие-то новые мини-компетенции, — объясняет Егор Репкин, студент ОП «Международные отношения». — Погружение в ИТ-сферу для меня как глоток свежего воздуха. Операторы Горячей линии регулярно изучают новые инструкции, а еще необходимо следить за обновлением различных программ. При этом нельзя забывать про навыки общения с людьми, ведь на Горячей линии мы консультируем преподавателей и сотрудников».
По словам Лидии Измайловой, студентки ОП «Информатика и вычислительная техника», способность к непрерывному обучению ей удалось развить в продуктовой команде, т.к. ежедневно приходится сталкиваться с новыми задачами.
Лидия Измайлова
Студентка МИЭМ
«В начале работы моих навыков было недостаточно для выполнения некоторых задач, и меня познакомили с различными цифровыми инструментами. Но обучение никогда не прекращается, и сегодня моя работа включает новые обязанности. Навык непрерывного обучения, приобретенный проекте, очень важен для цифрового мира, где все быстро меняется, и тебе надо постоянно оставаться на плаву».
Почти 30% Цифровых ассистентов считают, что участие в проекте также дало им понимание возможностей и рисков, связанных с применением новых технологий.
Какие компетенции ты развиваешь и/или уже получил за время участия в проекте?
Почему я стал Цифровым ассистентом
Главная мотивация участия в проекте — желание помочь университету во время пандемии. Такой ответ на вопрос «Что мотивировало тебя стать участником проекта?» дали почти 70% Цифровых ассистентов.
По мнению Степана Денисова, студента ОП «Прикладная математика и информатика», в период карантина проект помог почувствовать сплочённость студентов Вышки: «Совместить приятное с полезным — это про работу в Цифровом блоке. Здорово работать в замечательном коллективе и заниматься тем, что нравится, развивать навыки коммуникации в цифровой среде, помогая при этом университету в нелегкие для всех нас времена».
«Во время пандемии студентам пришлось непросто, — вспоминает Антон Осипов, студент ОП «Прикладная математика». — Все для нас было в новинку».
Антон Осипов
Студент МИЭМ
«Помню наш первый дистанционный семинар по Теоретической Механике. Если бы не помощь в организации трансляции моего одногруппника, Цифрового ассистента, то мы бы тогда остались без семинара. Понимая, с какими трудностями можно столкнуться во время учёбы в онлайн, я решил присоединиться к проекту, чтобы помочь университету».
Второй по популярности ответ (60%) — «Денежная мотивация». Студенты стремятся к финансовой независимости еще до окончания университета и участие в проекте — возможность получить не только профессиональный опыт, но и первую зарплату.
Что мотивировало тебя стать участником проекта «Цифровые ассистенты»?
Третьим в мотивационном списке (58,3%) стало желание получить опыт работы до выпуска из вуза. Четвертый по популярности ответ (44,4%) — «Строка в резюме и преимущество перед соискателем». По мнению Павла Крылова, студента ОП «Программная инженерия» и сотрудника Сбербанка, опыт работы Цифровым ассистентом является плюсом в глазах работодателя: «Уровень задач и ответственности Цифровых ассистентов можно сравнить с работой в крупной компании, какой Вышка и является для своих сотрудников. Строка в резюме про работу в проекте дает понять HR’у, что ты уже умеешь работать в команде, знаком с корпоративным миром и готов брать на себя большие задачи».
Около 30% опрошенных записались в проект, чтобы понять подходит ли им сфера ИТ. Получить опыт работы студенту желательно как можно раньше, считает Павел: «Вышка дает нам отличную базу знаний и навыков, на которых мы можем построить успешную карьеру. Однако трудно найти свой карьерный путь сразу после университета, ведь в одной IT-сфере существуют десятки профессий. Чем раньше начать, тем больше шансов узнать о профессии еще в университете».
В проекте каждый найдет свое место и интересные задачи. Можно участвовать в разработке цифровых продуктов, помогать студентам и преподавателям или даже работать с суперкомпьютером!
Глазами Цифрового блока
В условиях быстро меняющегося мира и перехода многих сфер деятельности на цифровые рельсы, опыт работы Цифровым ассистентом — полезный для студента любой образовательной программы, считает Дарья Тимофеева, куратор Цифровых ассистентов: «Особенно важен он для тех, кто планирует связать свою профессиональную жизнь со сферой ИТ, ведь как замечают сами студенты, которые уже успели поработать в крупных компаниях, работодатель ждет от молодых специалистов не только теоретических знаний, но и практический опыт работы с различными цифровыми сервисами и платформами».
«Работая Цифровыми ассистентами, студенты получают реальный опыт работы с людьми, с клиентами, а это очень важный скил для будущих руководителей и амбассадоров цифровизации, которыми со временем станут ребята, — считает Олеся Клычихина, руководитель Отдела цифрового стратегического развития и пратнерства.
Цифровые ассистенты уже на деле знают, как работает 1-я и 2-я линии поддержки, как быстрее решить проблему, как обеспечить удовлетворенность клиента, как и чем помочь товарищу по работе. А это, согласитесь, универсальные навыки, которые необходимы в любой сфере и в любой профессии.
По мнению Светланы Весниной, заместителя начальника Управления цифровизации регламентированного учета, проект дает возможность студентам не только увидеть процесс цифровой трансформации университета изнутри, но и принять в нем непосредственное участие. Однако такое сотрудничество дает интересный опыт и самим наставникам Цифровых ассистентов. Согласно опросу руководителей продуктовых команд Цифрового блока одним из основных плюсов работы с участниками проекта, является весомый вклад студентов в работу продуктовой команды: «В рамках автоматизации административно-управленческих процессов университета Цифровые ассистенты провели анализ ряда решений, а также выполнили задачи по программированию», — говорит Светлана.
Еще один плюс по мнению руководителей — формирование резерва талантливых студентов. Способность ребят генерировать новые идеи — это возможность посмотреть на привычные «рутинные» задачи отдела свежим взглядом молодого поколения, делится Павел Костенецкий, начальник Отдела суперкомпьютерного моделирования: «Конечно, в НИУ ВШЭ работают опытные специалисты, которые могут выполнять любые задачи, но в любой коллектив полезно вливать «свежую кровь» – студентов-практикантов или, в нашем случае, Цифровых ассистентов».
Студенты со своими молодежными порывами «сделать всё по-новому и до завтрашнего утра» вносят в рабочий процесс позитив.
По мнению Татевик Измаилян, руководителя проекта «Цифровые ассистенты», проект оказывает всестороннее положительное влияние на повышение качества обучения и работы в дистанте: «С одной стороны, студенты становятся активными участниками процесса цифровой трансформации вуза, приобретают навыки работы с цифровыми инструментами, а также софт скиллы при оказании персонифицированной поддержки пользователям. С другой стороны, НИУ ВШЭ получает дополнительные возможности для формирования и обучения кросс-функциональных команд студентов для участия в решении задач Цифрового университета».
Чтобы получить помощь Цифрового ассистента по вопросам использования видеосервисов Zoom, Webinar и MS Teams достаточно подать заявку в личном кабинете сотрудника на «Горячей линии Вышки». Узнать больше о проекте, а также подать заявку на участие можно на сайте Цифрового блока.
БОЛЬШЕ О НОВЫХ РЕЛИЗАХ ЦИФРОВОГО БЛОКА – В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ ВЫШКА.DIGITAL INSIGHT
Отдел цифрового стратегического развития и партнерства: Руководитель проекта
Все новости автора
Клычихина Олеся Васильевна
Отдел цифрового стратегического развития и партнерства: Начальник отдела
Костенецкий Павел Сергеевич
Отдел суперкомпьютерного моделирования: Начальник отдела
Мусаева Татевик Суриковна
Отдел цифрового стратегического развития и партнерства: Менеджер
Тимофеева Дарья Сергеевна
Отдел цифрового стратегического развития и партнерства: Аналитик