СамГТУ внедрит проект «Цифровые ассистенты» в партнерстве с Вышкой

НИУ ВШЭ активно развивает парнтерство с университетами через формирование сети поддержки цифровой среды вуза за счет привлечения студентов. Летом состоялась очная стажировка Самарского государственного технического университета по направлению «Цифровые ассистенты».

СамГТУ внедрит проект «Цифровые ассистенты» в партнерстве с Вышкой

© Евгения Опфер

Эксперты Вышки поделились с коллегами из СамГТУ опытом реализации проектов «Цифровые ассистенты НИУ ВШЭ» и «Цифровой кадровый резерв НИУ ВШЭ». Комплексная программа стажировки состояла из таких взаимосвязанных блоков, как цели и задачи вовлечения студентов в процессы цифровой трансформации университета, принципы и подходы, используемые в ВШЭ, конфигурация проектов вовлечения студентов, временная шкала, мотивация, программы обучения, развитие профессиональных и «мягких» навыков, цифровая культура.

Коллеги из СамГТУ погрузились в работу экосистемы сервис десков, посмотрели сценарии реализации техподдержки, познакомились с процессами управления Базой знаний пользователей цифровых сервисов университета, узнали особенности работы цифровых ассистентов и секреты формирования цифрового сообщества. Стажеры также познакомились с архитектурой московского кампуса на Покровке и посетили экскурсию по Дому Дурасова.

В ходе стажировки команда СамГТУ разработала концепцию и проект дорожной карты внедрения смежной инициативы в своем вузе с учетом актуальных потребностей и вызовов университета. Студентов планируют задействовать в таких направлениях, как сбор и подготовка тестовых данных, разработка цифровых решений, тестирование функциональности и в других ресурсоёмких направлениях, важных для вуза.

Пилотное внедрение проекта«Цифровые ассистенты» планируется в рамках проектной деятельности студентов в двух подразделениях СамГТУ: Институте инженерно-экономического и гуманитарного образования и Институте автоматики и информационных технологий. Это будет еще одна совершенно новая конфигурация реализации проекта в российских вузах.

В рамках стажировки были достигнуты договоренности о дальнейшем взаимодействии по проекту. В следующем учебном году эксперты Вышки проведут серию цифровых стажировок для сотрудников СамГТУ, которые будут курировать работу студентов. В перспективе планируется проведение цифровой групповой стажировки для цифровых ассистентов СамГТУ.

Васильчиков Алексей Валерьевич
Директор Института инженерно-экономического и гуманитарного образования СамГТУ

Обучаясь в СамГТУ, студенты приобретают опыт командной работы по реализации перспективных инженерно-технических, творческих, социально-ориентированных проектов. В составе каждой образовательной программы всех направлений подготовки на всех этапах обучения - с первого курса до выпуска - проектная работа является обязательным элементом. Начиная с 1 сентября, студенты 1 и 2 курсов в очном формате проходят учебную проектную практику. Учебная практика включает траектории обучения по одному из проектно-образовательных треков:

  • трек «Высшая научная школа»; 
  • трек «Технологическое предпринимательство»;
  • трек «Школа лидеров».

Трек «Школа лидеров», основным куратором которого является Институт инженерно-экономического и гуманитарного образования СамГТУ, ориентирован на студентов, желающих участвовать в общественно-значимых социально-направленных проектах и предполагает развитие, в первую очередь, лидерских навыков и универсальных компетенций (soft skills).
В этом году наши студенты смогут выбрать проект «Цифровые ассистенты», в ходе освоения которого студенческая команда реализует реальный проект, направленный на процессы цифровой трансформации университета и развитие цифровой культуры в СамГТУ.

И всё это стало возможно благодаря совместной работе с НИУ ВШЭ.

Камальдинова Зульфия Фаисовна
Доцент Института автоматики и информационных технологий СамГТУ

Выражаю огромную благодарность Клычихиной Олесе Васильевне, Гармоновой Анне Владимировне, Опфер Евгении Анатольевне, Мусаевой Татевик Суриковне и Булдаковой Ларисе Ивановне за прекрасную профессионально организованную и проведенную стажировку. Было очень приятно и полезно сотрудничать по проекту. Надеюсь, что сотрудничество будет продолжаться и развиваться.

Клычихина Олеся Васильевна
Начальник отдела цифрового стратегического развития и партнерства

Все вузы имеют колоссальный ресурс в виде своих студентов, и их можно и нужно привлекать для решения практических задач. Вовлечение студентов в развитие цифровой культуры и цифровой среды будет эффективнее в случае гармоничного сочетания инструментов стимулирования интереса к учебным предметам, работы с цифровыми сервисами, коммуникаций в цифровой среде, формирования открытой и доступной образовательной среды в сфере новых цифровых компетенций.

Партнерство с СамГТУ станет еще одним шагом в формировании профессиональной команды коллег-единомышленников из разных вузов России, заинтересованных в запуске и развитии нового направления, в решении задач масштабирования проекта, нетворкинга, обмена лучшими практиками, формирования общеуниверситетской базы знаний по тематике цифрового ассистентства, проведения совместных исследований.

О проекте «Цифровые ассистенты университета»

Проект «Цифровые ассистенты» стартовал в НИУ ВШЭ в 2020 г. в ответ на вызовы пандемии. За это время университет получил уникальный опыт, продолжает успешно расширять проект на новые направления деятельности и готов делиться подходами, методами, процессами и практическим опытом с вузами-партнерами. В ходе развития проекта в 2023 году была запущена комплексная программа стажировок «Цифровые ассистенты университета» для сотрудников российских вузов в рамках программы «Университетское партнерство».

Цель нового направления - развитие коллаборации с партнерскими университетами через формирование сети поддержки цифровой среды вуза за счет привлечения студентов - цифровых ассистентов. Проект реализуется через систему очных и дистанционных (цифровых) стажировок сотрудников российских университетов, которые знакомятся с опытом и лучшими практиками НИУ ВШЭ по вовлечению студентов в процессы цифровой трансформации университета и развитие цифровой культуры.