• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Когда я вижу результат проделанной работы, чувствую себя неотъемлемой частью команды»

Цифровые ассистенты Вышки рассказали о работе в продуктовых командах Цифрового блока

«Когда я вижу результат проделанной работы, чувствую себя неотъемлемой частью команды»

Во время пандемии Цифровые ассистенты — студенты НИУ ВШЭ, которые прошли обучение под кураторством специалистов Цифрового блока — успешно справлялись с вопросами по переходу деятельности университета в онлайн. Сегодня университет привлекает их к новым задачам.

Теперь ребята не только консультируют пользователей цифровых сервисов и обеспечивают техническое сопровождение онлайн-мероприятий вуза, но и активно вовлекаются в работу продуктовых команд Цифрового блока, в частности, в продукты «Интеграционные решения» и «Суперкомпьютерное моделирование».

Цифровые ассистенты и их руководители поделились впечатлениями о сотрудничестве, рассказали о том, как происходит взаимодействие внутри продуктовой команды, о результатах совместной работы и том, какими качествами нужно обладать, чтобы попасть в проект.

Шелобаев Владислав Сергеевич
начальник Отдела автоматизации взаимодействия информационных систем

Мы хотели дать студентам шанс проявить себя. Больше, чем прикладных знаний, мы ждали от них ответственного отношения к работе, усидчивости и желания искать свое место в экосистеме университета. Все эти качества мы нашли в Лидии Измайловой, цифровом ассистенте.

Лидия исполняет обязанности нормализатора мастер-данных: вычитывает справочники и реестры НИУ ВШЭ, находит их взаимосвязь с государственными классификаторами РФ и международными нормами. Таким образом набор исторически накопленных данных превращается в возможность развития ВШЭ.

Эта работа требует большой внимательности к деталям и хороших аналитических навыков. Мы находимся на первом этапе, но уже видим, что основные справочники проанализированы и Цифровой блок широко использует результаты этого анализа во многих проектах развития цифрового университета. Лидия уже отлично умеет работать с корпоративными системами Jira и Confluence, а также владеет знаниями и навыками работы с функциональностью систем класса MDM.

Очень надеемся, что с Цифровыми ассистентами мы надолго, и планируем развивать это сотрудничество в новых направлениях.

Лидия Измайлова
студентка 3 курса образовательной программы «Информатика и вычислительная техника»

С чего начинался твой путь работы цифровым ассистентом?

— Хотелось применить полученные в университете знания на практике, но так как я еще являюсь студентом, работать могу только после учебы, которая, конечно, стоит в приоритете. О проекте «Цифровые ассистенты» узнала на сайте Вышки. Связалась с куратором и успешно прошла интервью, но на тот момент первый набор уже был закрыт, и я очень ждала второго, чтобы попасть в команду. Спустя несколько недель со мной связались кураторы и предложили пройти обучение. Помню, что очень обрадовалась, т.к. мечтала попасть в проект. Проработав какое-то время поняла, что это именно то, что я искала: руководство понимает, что образование для студента — главное, и составляет график работы с учетом учебной нагрузки. Это очень удобно.

Ты работаешь в продуктовой команде «Интеграционные решения». Почему тебе интересно именно это направление?

— Цифровым ассистентам предложили познакомиться с различными направлениями деятельности Цифрового блока. Каждый отдел представлял несколько проектов, к которым можно было присоединиться. Я прошла собеседование в Отдел автоматизации взаимодействия информационных систем, в котором сейчас работаю. Мне сразу понравилось будущее руководство и то, что задачи можно выполнять в «своём темпе». Для меня это очень важно, ведь я еще и учусь.

Проект, в котором я сейчас задействована, нацелен на облегчение работы сотрудников университета, например, сотрудников отдела кадров. Когда я вижу результат проделанной работы, чувствую себя неотъемлемой частью команды и важных университетских процессов. А когда вижу, как то, что мы делаем, помогает подразделениям нашего университета —, это вдохновляет и мотивирует выполнять задачи быстрее.

Как выстроена твоя работа в продуктовой команде и какие задачи ты выполняешь?

— Мы прошли вводный инструктаж, на котором нам объяснили, какие задачи мы будем выполнять и к кому можно обращаться за помощью. Я работаю с данными: поиск, обработка, сохранение и их анализ для последующей обработки. По любым рабочим вопросам переписываемся с кураторами в MS Teams, там же проходят онлайн-встречи. Мой куратор ставит новые задачи, консультирует и оценивает выполненную работу. Мне очень нравится моя команда и то, что я делаю. Я узнаю много нового, например, по каким направлениям происходит обучение в России, в частности, в НИУ ВШЭ. На данный момент планирую продолжать работу в проекте (формирование базы данных для сотрудников университета), а потом, возможно, расширить свой функционал, углубиться в свой профиль обучения.

Чему ты успела научиться за время работы в продуктовой команде?

— Опыт в работы в Цифровом блоке научил меня грамотно выстраивать коммуникацию с руководством и коллегами по проекту, искать нестандартные решения проблем, и, конечно, грамотному тайм-менеджменту. Опыт работы с данными, официальными источниками и поиском информации, различными сервисами и программами — еще один плюс, ведь у меня технический профиль обучения. И, конечно, это стаж работы, который может пригодится при трудоустройстве после окончания университета. Также я работаю с таблицами, поэтому научилась некоторым интересным функциям в Microsoft Excel.

Что посоветуешь студентам, которые хотят стать цифровыми ассистентами?

— Главное — это желание работать, учиться новому и, конечно, интерес к проекту. Тогда работа будет в удовольствие, а результаты не заставят себя ждать.

Костенецкий Павел Сергеевич
начальник Отдела суперкомпьютерного моделирования

Условий для отбора цифровых ассистентов в отдел суперкомпьютерного моделирования три: глубокое знание ОС Linux, владение техническим английским языком, умение программировать. Этими навыками обладал Цифровой ассистент Никита Першуков. Первой задачей Никиты стал поиск ошибок в инструкциях для пользователей суперкомпьютера и улучшение читаемости этих методических материалов. Вторая задача — перевод базовых инструкций на английский язык. Теперь инструкциями могут свободно пользоваться приглашенные иностранные ученые и англоязычные студенты. После этого Цифровой ассистент перешел к выполнению технических задач, а также к большой задаче, позволяющей проявить креативность. Необходимо было выполнить прикладное исследование, выбрать наиболее успешные подходы, а затем спроектировать и реализовать прототип дополнительной подсистемы безопасности «M» для суперкомпьютера. Никита успешно справился всего за один месяц. При этом объем выполненной работы оказался соизмерим с объемом ВКР бакалавра! Прототип системы введен в тестовую эксплуатацию и уже успешно выполняет свою функцию.

 

Цифровой ассистент познакомился с работой суперкомпьютерного комплекса изнутри. Понимание, как работают столь сложные системы – это достаточно редкий для программиста опыт.

 

При проектировании новой подсистемы защиты суперкомпьютера Никита работал с Унифицированный языком моделирования UML, такой опыт полезен для любого программиста.

Я рад, что благодаря проекту «Цифровые ассистенты» у нас появилась возможность работать с такими сильными студентами.

Никита Першуков
студент 4 курса образовательной программы «Информатика и вычислительная техника»

С чего начинался твой путь работы Цифровым ассистентом?

— Я стал Цифровым ассистентом первого набора в начале апреля, в самый разгар пандемии, когда преподавателям и сотрудникам университета требовалась срочна помощь в освоении сервисов дистанционного обучения. Поэтому по началу, как и все Цифровые ассистенты, я работал на «Горячей линии Вышки», консультировал пользователей по работе с платформой Zoom. Кроме того, я принимал участие в качестве цифрового ассистента еще в одном проекте — онлайн-форуме «Eco+номика 3.0. Жизнь после вируса», который проводился Институтом экологии НИУ ВШЭ. Это была закрытая конференция в Zoom с трансляцией в VK, и мы обеспечивали техническое сопровождение онлайн-мероприятия.

Почему ты выбрал направление суперкомпьютерное моделирование?

— Кураторы проекта знали о моем опыте с GNU/Linux и администрировании с R&D, о котором я сообщил еще на собеседовании, и предложили поработать в отделе суперкомпьютерного моделирования. Я согласился и стал частью продуктовой команды. Почему это интересно? Необычный опыт. Это же суперкомпьютер! Это как одна из детских мечт — добраться до этого «монстра», повзаимодействовать с ним. Подобного опыта работы у меня еще не было, а тут могли быть нестандартные задачи, так и оказалось на деле.

Как выстроена работа в продуктовой команде и к каким задачам тебя привлекали?

— Для начала я стал изучать документацию на сайте, чтобы понять, как суперкомпьютер устроен, и как с ним взаимодействуют. Первой моей задачей стала правка и создание документации как на русском, так и на английском языках. После этого появилась нестандартная работа: детектирование попыток майнинга на суперкомпьютере. Я разрабатывал множество концептов, от простых и не подходящих по некоторым факторам, до очень сложных и полноценных комплексов выявления. Предварительное обучение заключалось в изучении логики работы суперкомпьютера и чтения документации.

Коммуникация с куратором проходила в MS Teams, при возникновении вопросов я всегда получал оперативную обратную связь.

Чему успел научиться за время работы в продуктовой команде?

— Опыт работы с суперкомпьютером Вышки — это интересный проект в R&D и, конечно, новые знания. Еще это достойная строчка в резюме, что не может не радовать. Из того, что точно пригодится — опыт работы с UML диаграммами и составление научных отчетов.

Что посоветуешь студентам, которые хотят стать цифровыми ассистентами?

— Готовность работать в дистанционном режиме, так как это нестандартный для студентов формат. Для меня поначалу тоже было непривычно работать из дома, но это очень полезный опыт в условиях меняющегося мира. Еще нужно, конечно, ответственно подходить к поставленным задачам и уметь распределять свое время — грамотный тайм-менеджмент. В области технической поддержки важны вежливость и готовность помочь каждому, вне зависимости от уровня технических знаний пользователя. Ну и как же без желания развиваться в новых направлениях деятельности и собственной мотивации? Они нужны в любом проекте.

 

Участие в проекте «Цифровые ассистенты» — это интересный опыт. Во время работы можно прокачать как уже существующие скилы, так и приобрести новые. И, кончено же, это новые знакомства, работа «бок о бок» в команде с настоящими профессионалами.

 

Больше новостей о новых релизах Цифрового блока – в Телеграм-канале  Вышка.Digital Insight