Цифровой блок и «Подари жизнь» запустили совместный проект

Цифровые ассистенты Вышки проведут серию онлайн мастер-классов на тему цифровой грамотности и культуры для подопечных благотворительного фонда – детей и подростков. О том, как прошли первые две встречи, рассказываем в материале.

Цифровой блок и «Подари жизнь» запустили совместный проект

© freepik

Цифровое волонтёрство

Толчком к партнерству с БФ «Подари жизнь» стало развитие направления проекта «Цифровые ассистенты Вышки» – «Цифровое волонтёрство», которое было запущено еще в 2020-м году в самый разгар пандемии, чтобы помочь «тем, кто помогает».

Цифровое волонтёрство – направление проекта, в рамках которого Цифровые ассистенты на безвозмездной основе оказывают цифровую поддержку некоммерческим организациям/партнёрам университета посредством своих знаний и навыков.

Так, например, уже второй год подряд Цифровые ассистенты являются видеокураторами БФ «Старость в радость»: в общей сложности студенты помогли провести сотрудникам фонда 55 дистанционных встреч.

Со временем стало ясно, что в условиях мира, который стремительно перешел на цифровые рельсы, возникла необходимость в запуске нового формата сотрудничества – проведения обучающих семинаров на тему цифровой грамотности и культуры. Такие занятия призваны помочь всем участникам онлайн-взаимодействия эффективно выстраивать рабочие процессы фонда в дистанционном режиме. Весной 2022 года Цифровые ассистенты провели мастер-класс по работе с программой по созданию презентаций для сотрудников «Старость в радость», а уже летом стартовал новый совместный проект Цифрового блока и «Подари жизнь»: Цифровые ассистенты при поддержке сотрудников фонда разработают и проведут серию онлайн-занятий для его подопечных.

О мастер-классах

Цель мастер-классов – повысить общий уровень цифровой культуры ребят, дать им комплексное понимание принципов digital-этикета и научить базовым правилам информационной безопасности. По словам Юлианы Мишаковой, координатора волонтерских программ фонда «Подари жизнь», эти знания востребованы для детей и подростков в повседневности, так как находясь в изоляции большую часть времени, подопечные исследуют мир в цифровом пространстве и подобные знания становятся полезным инструментом для этих исследований.

Мастер-класс «Правила общения в виртуальном мире», спикер Мария Горденко, Цифровой ассистент НИУ ВШЭ, ноябрь 2022
Мастер-класс «Правила общения в виртуальном мире», спикер Мария Горденко, Цифровой ассистент НИУ ВШЭ, ноябрь 2022

На занятиях ребята узнают, что такое цифровой след и как он создается, как след могут использовать злоумышленники, какой информацией нельзя делиться в интернете, чтобы не стать жертвой мошенников, зачем и как защищать персональные данные и пр. Программа каждой встречи содержит теоретическую и практическую часть: в игровой форме дети выполняют мини-задания, чтобы закрепить полученные знания. Это позволит им в будущем соблюдать меры предосторожности и грамотно выстраивать свое цифровое поведение. 

«Цифровой этикет: что это за зверь такой?»

Первый, пилотный мастер-класс «Цифровой этикет, что это за зверь такой?» состоялся летом текущего года. Второй прошел осенью и был посвящён правилам общения в виртуальном мире. Всего в общей сложности два занятия посетило несколько десятков  детей из разных регионов и населенных пунктов страны.

«Программу первого занятия разрабатывали примерно за 1,5 месяца до мероприятия. Перед нами стояла задача не только рассказать о цифровом этикете, но и сделать это на «простом языке» — рассказывает Мария Талашова, руководитель проекта Отдела цифрового стратегического развития и партнёрства. — Это стало для нас определенным вызовом, ведь до сотрудничества с «Подари жизнь» Цифровые ассистенты не работали с детьми. Перед проведением встречи, конечно, волновались, но все прошло успешно. Отдельное спасибо фонду за поддержку в разработке мастер-класса и поддержку в части коммуникации с ребятами. Мы растем и учимся всей командой и второе занятие удалось подготовить уже в два раза быстрее. Было очень приятно, когда дети вспомнили нас и то, о чем мы говорили на прошлой встрече».

Третий мастер-класс станет продолжением предыдущего и состоится после новогодних праздников уже в 2023 году. Далее последует встреча, посвящённая информационной безопасности. В планах – проведение еще до 5-ти занятий, направленных на максимальный охват различных аспектов правил поведения в виртуальном пространстве: «В рамках занятия по информационной безопасности мы планируем дать ребятам знания, которые они смогут потом использовать в обычной жизни. Например, как не попадаться на фишинг, зачем нужны надежные пароли и как их генерировать и т.д., – объясняет Владимир Бычков, студент последнего курса магистерской программы «Компьютерные системы и сети». – Дети отлично воспринимают материал и это позволяет нам рассказывать даже более сложные вещи, чем мы изначально планировали. Участие в подготовке и проведении мастер-классов очень интересный процесс, ребята крайне активны и заинтересованы, что безусловно вдохновляет».

 

Горденко Мария Константиновна
Аспирант: Факультет компьютерных наук / Департамент анализа данных и искусственного интеллекта

Кроме Цифрового ассистенства, я пишу код, преподаю и занимаюсь просветительской деятельностью. Проект  с «Подари жизнь» показался интересным и необычным и я решила, что там точно стоит принять участие, тем более, что мастер-классы планировались к проведению по ИТ тематике. Изначально мы старались адаптировать материал для детской аудитории, но никакого сложностей с коммуникацией не возникло. На сегодняшний день, после опыта проведения двух занятий, мы сделали выводы, что ребята отлично воспринимают материал, а в каких-то темах, например, про социальные сети, разбираются даже лучшем, чем мы – взрослые. Конечно, геймификация – это здорово, но с детьми можно и нужно общаться на равных, так они эффективнее вовлекаются в дискуссию. В Цифровом блоке – это не единственный проект с благотворительным фондом, студенты участвуют в активностях на внешних мероприятиях. Это прекрасная возможность проявить себя,  поработать в разных форматах и на разных площадках, познакомиться с новыми людьми.


По мнению Марии Талашовой, сотрудничество проекта «Цифровые ассистенты» с «Подари жизнь» наглядно демонстрирует возможности применения hard и soft skills студентов в сфере волонтерской деятельности и вовлекает их интеллектуально и эмоционально в реализацию социально-значимых проектов.

 

Талашова Мария Игоревна
Отдел цифрового стратегического развития и партнерства: Руководитель проекта

Цифровая помощь – разнообразна. Можно не только оказывать ИТ-консультации, что безусловно тоже важно для фондов, но и помогать своими знаниями и навыками, в нашем случае — «обучать цифре». Особенно это актуально в эпоху, когда попасть в цифровое пространство дети могут в буквальном смысле в один клик и за одну секунду.

Кроме того, волонтерство в целом, вне зависимости от его формата — это когда ты получаешь гораздо больше, чем отдаешь. Т.е. это обоюдный процесс, сначала ты, потом — тебе. Мы многому учимся у наших маленьких слушателей. В первую очередь открытому, светлому, порой нестандартному взгляду на вещи, которые нам, взрослым, кажутся простыми и обыденными. Большое спасибо «Подари жизнь» за то, что впустили нас в этот хрупкий и по-настоящему волшебный мир детей и подростков. А мы постараемся аккуратно оставить в нем наш маленький, а может быть и большой «цифровой след».


 

Юлиана Мишакова
координатор волонтерских программ фонда БФ «Подари жизнь»

За время сотрудничества фонда «Подари жизнь» с Цифровыми ассистентами НИУ ВШЭ наши подопечные узнали много нового о цифровом этикете и цифровой безопасности. После занятий мы заметили, как изменилась модель цифрового общения детей – они стали более внимательны к формулировкам, времени отправки сообщений и их количеству. Помимо знаний, дети получили огромное удовольствие от самого общения с Цифровыми ассистентами — это было заметно по улыбкам и горящим глазам подопечных, ведь занятия всегда были не только интересны с точки зрения контента, но и сама атмосфера была теплой, дружелюбной и радостной. Дети с нетерпением ждут грядущих встреч.

Отдельно хочется отметить профессионализм, усердие и чуткость, с которыми Цифровые ассистенты подошли к процессу подготовки к нашим занятиям. Студенты терпеливо и внимательно адаптировали материалы, а также были открыты к диалогу и совместному стремлению к достижению наилучшего результата. Для фонда также было важно и приятно участвовать в возможности раскрытия потенциала самих Цифровых ассистентов во взаимодействии с новой для них аудиторией. Для нас это совместный шаг в развитии цифрового волонтерства. Фонд «Подари жизнь» благодарит Цифровой блок за этот уникальный опыт и надеется на продолжительное сотрудничество.