«Доброта через Zoom, экран, провода и тысячи километров»
Старость в радость, Вышка и Цифровые ассистенты
Благотворительный фонд «Старость в радость» сотрудничает с НИУ ВШЭ давно. При содействии различных подразделений университета и участии студентов, фонд реализовал и продолжает реализовывать много добрых проектов для оказания поддержки своим подопечным.
Волонтерский центр Вышки запустил новогоднюю страницу в рамках проекта «Charity Month 2021» — здесь вы можете написать письмо бабушкам и дедушкам, подопечным фонда «Старость в радость».
В связи с резким переходом деятельности фонда на цифровые рельсы, с 2020 года к сотрудничеству с ним подключился Цифровой блок. В прошлом году Цифровые ассистенты Вышки помогли провести в онлайн международную конференцию «Волонтерство на карантине», в этом – они стали видеокураторами в рамках направления деятельности фонда «Видеоволонтерство». С ноября 2021 года студенты оказывают регулярную цифровую поддержку при проведении дистанционных встреч «Старость в радость». В планах – продолжить и расширить сферу сотрудничества в 2022 году.
Цифровое волонтерство: уроки пандемии
Пандемия внесла свои коррективы в работу фонда, а значит и в жизнь его подопечных – дома престарелых принимают меньше посетителей, чем обычно. Для того, чтобы пожилые люди не чувствовали себя одиноко, встречи, которые раньше проходили в очном режиме, теперь перешли в дистанционный формат. Перед фондом встала задача по формированию команды добровольцев, которая будет помогать проводить онлайн-мероприятия каждую неделю. Так родился проект «Видеокураторство», участниками которого стали Цифровые ассистенты Вышки.
По словам Таисии Ермоленко, координатора направления «Видеоволонтерство», сегодня, наравне с «классическими» волонтерами, фонду нужны волонтеры цифровизации, потому что для поддержки онлайн-мероприятий порой недостаточно наличия желания помогать. Добровольцы должны обладать цифровыми знаниями и навыками, знать тонкости цифрового этикета, иметь опыт работы с различными цифровыми инструментами, поэтому привлечение к работе Цифровых ассистентов Вышки стало идеальным решением. Не менее важный момент – регулярность оказания цифровой поддержки. Если раньше фонд проводил 2-3 встречи в неделю, то сейчас это уже 2-3 встречи в день с 30-тью домами престарелых, которые находятся в различных регионах России.
Онлайн-фестиваль «Праздник к нам приходит», 22.12.2021
Чтобы помочь фонду справиться с проведением потока предновогодних онлайн-встреч, была сформирована команда Цифровых ассистентов, которые осуществляют техническую поддержку мероприятий несколько раз в неделю. Студенты работают на платформе Zoom: блокируют троллей, модерируют чаты, при необходимости меняют имена участников, следят за работой камер и микрофонов. С конца ноября 2021 года Цифровые ассистенты провели уже 10 таких ивентов – «Музыкальная терапия», «Арт мастер-класс», «Поэтическое утро», фестиваль «Праздник к нам приходит» и пр.
Таисия Ермоленко
Координатор направления «Видеоволонтерство», сотрудник БФ "Старость в радость"
Цифровые ассистенты – это очень здорово. Мы рады, что Вышка реализовала и предложила нам в помощь такой замечательный проект. Я могу быть спокойна – встречу модерируют специально обученные студенты, а сотрудники могут полностью сосредоточиться на том, чтобы провести мероприятие с душой: внимательной послушать всех артистов и выступающих, помочь волонтерам с проведением мастер-класса… т.е. забыть о технических проблемах. Конечно, мы планируем продолжить сотрудничество с проектом. Я уже успела почувствовать насколько стало легче работать и проводить онлайн-встречи при поддержке ребят.
По мнению Таисии, помимо приобретения опыта работы за пределами НИУ ВШЭ, сотрудничество студентов с фондом помогает им осознать необходимость применения на практике своих soft и hard skills в рамках реализации социально-значимых проектов и сформировать активную жизненную позицию в целом, ведь любой вид волонтерства – это когда ты получаешь гораздо больше, чем отдаешь: «Да, ты отдаешь свое время и энергию, но взамен получаешь невероятный заряд положительных эмоций. Благодарность, теплота доброта, и даже не побоюсь этого слова, любовь наших подопечных чувствуется через Zoom, экран, провода и тысячи километров. Помогая другим и не оставаясь в стороне, получаешь колоссальный заряд положительных эмоций – хочется делать больше и двигаться дальше».
Клычихина Олеся Васильевна
Начальник отдела цифрового стратегического развития и партнерства
Запуск нового направления деятельности студентов по оказанию цифровой поддержки разным целевым аудиториям – ответ университета на вызовы времени. Участие в таких проектах – это возможность для студентов приобрести надпрофессиональные цифровые навыки и компетенции, новый жизненный опыт, осознать себя сильным, способным помочь и подарить радость.
От первого лица: глазами Цифрового ассистента
Гюзель Орлова
Студентка 2-го курса магистратуры ОП «Демография», Цифровой ассистент НИУ ВШЭ
Гюзель, расскажи про свою историю сотрудничества с фондом «Старость в радость». Ранее ты уже работала волонтером, что входило в твои обязанности?
В 2019 году я проходила производственную практику в течение месяца в БФ «Старость в радость». Практика была связана с моей курсовой на 3-м курсе на тему «Совершенствования законодательства в сфере оказания социальных услуг». Большую часть времени я занималась анализом законодательства, но за этот месяц мне также удалось поучаствовать в мероприятии фонда. Это была межрегиональная конференция «Система долговременного ухода. Российский и зарубежный опыт», которая проходила 23-24 апреля 2019 года. В мои обязанности входила встреча гостей, ведение списков участников конференции, раздача бейджиков и мерча конференции.
Прошло два года, и ты вернулась к работе с фондом, но уже в роли Цифрового ассистента. Чувствуется ли разница и если да, то, в чем именно?
Разница, конечно, чувствуется. Работа в фонде два года назад была очной, я каждый день ездила в офис. Конференция также проходила в офлайн-формате. Сейчас же наступает какое-то новое время, когда подопечные из разных домов по всей России могут собраться в одном зуме и выступать друг для друга. На конференцию в 2019 году съезжались врачи и социальные работники со всей России, и мероприятие требовало очень большой подготовки. Когда перемещаешься в Zoom, становится немного легче в плане организации таких мероприятий, так как каждый участник готовит оборудование для встречи самостоятельно. Единственное, что действительно необходимо – модератор, он же технический специалист, который будет следить за ходом встречи и решать возникающие неполадки. И мне как Цифровому ассистенту Вышки удалось выступить таким модератором. Довольно интересный опыт быть «невидимой рукой», которая поддерживает все мероприятие.
Чем тебя привлекло направление цифрового ассистентства за пределами университета?
Цифровое ассистентство за пределами Вышки – отличная возможность получить навыки модерации мероприятий. Это и дополнительная строчка в резюме (а у меня таких за время работы в Цифровом блоке набралось уже несколько), и опыт общения с разными типами заказчиков, и просто приятно-продуктивно проведенное время.
Приятно получить приглашение поучаствовать и помочь в проведении мероприятия благотворительного фонда, чувствуешь себя полезным и важным для общества, и даже немножко специалистом.
Какие эмоции остались от работы на онлайн-встречах с подопечными фонда. Что запомнилось больше всего?
Атмосфера очень позитивная, новогодняя. Жители домов и сотрудники фонда передают друг другу хорошее настроение, и онлайн этому не только не мешает, но и способствует. В музыкальной терапии участвовали жители домов со всей России от Карелии до Тюмени, а Дед Мороз находился в Волгограде. Выступающие пели песни, рассказывали стихи, в том числе собственного сочинения, танцевали. Среди выступающих были как пожилые люди, так и дети. Больше всего запомнилось то, как все поддерживали друг друга, например, танцевали в окошках во время того, как кто-то пел.
Что тебе дает работа Цифровым ассистентом вне Вышки?
Самое главное, что я приобретаю в проектах вне Вышки - навык работы с разными заказчиками. Обязанности на таких мероприятиях примерно одинаковые, за некоторыми исключениями, а вот заказчики всегда разные. Это очередная возможность пообщаться с разными людьми, прокачать навыки коммуникации, в конце концов помочь кому-то в его работе. Такой опыт непременно пригодится и будет полезен и мне самой, например в рамках работы оператором Горячей линии Вышки.
Хотела бы и дальше принимать участие в проекте видеокураторства?
Да, в этом году я планирую помогать еще на двух встречах фонда. Я непременно советую своим коллегам по проекту участвовать в мероприятиях вне Вышки, в том числе с НКО.
Нам обязательно необходимо отвлекаться от своих ежедневных задач и помогать создавать что-то волшебное.
Чтобы получить помощь Цифрового ассистента по вопросам использования цифровых сервисов университета, достаточно подать заявку в личном кабинете сотрудника на «Горячей линии Вышки». Узнать больше о проекте, а также подать заявку на участие можно на сайте Цифрового блока.