Факультатив стал для меня одним из самых «вышкинских»
Цифровой блок Вышки в сотрудничестве с ФКН провел общеуниверситетский факультатив (ОУФ) «Цифровые технологии в деятельности организации и человека».
Курс рассматривал теоретические и практические вопросы применения цифровых технологий, студенты получили представление об особенностях и перспективах их применения, а также специфике внедрения и использования в разных сферах.
ОУФ выбрали слушатели 19 факультетов и 3 подразделений Московского, Петербургского и Нижегородского кампусов, а также внешние слушатели.
В рамках факультатива студенты получили представление о цифровых технологиях и решениях, используемых в родном университете, смогли ознакомиться с реальными проектами Вышки, перспективами для студентов в Цифровом блоке, а также разработали ряд предложений по развитию цифровых технологий в вузе.
Кореняк Владимир, студент, Школа иностранных языков, ОП «Иностранные языки и межкультурная коммуникация»
«Факультатив стал для меня одним из самых „вышкинских“, где я почувствовал себя студентом именно своего вуза. Для меня тема цифровой революции в целом близка, однако не входит в мою специальность. Курс позволил мне увидеть основные направления знания, исследования, перспективы. Мне однозначно запомнились встречи, посвященные метафорике и урбанистике в цифровых технологиях. Думаю, что такие курсы стоит продвигать среди начальных курсов, среди тех студентов, которые только начали свой путь в Вышке».
Леушина Алиса, студентка, Высшая школа бизнеса, ОП «Бизнес-информатика»
«Курс „Цифровые технологии в деятельности организации и человека“ оказался для меня очень полезным — я смогла сразу применять полученные знания на практике. Я узнала о новейших тенденциях в области цифровизации, а также о том, как проходит цифровая трансформация в Высшей школе экономики и глобально в сферах образования и госуправления. Для меня термин „цифровизация“ не является новым, но, тем не менее, преподаватели на курсе раскрыли его гораздо шире, чем я себе представляла. Я узнала много нового для себя и применила полученные знания на стажировке по моделированию „Цифрового двойника“. Я считаю, что данный курс является отличным дополнением к любой образовательной программе НИУ ВШЭ».
-
Факультатив стал площадкой для продуктивного обмена опытом и взаимодействия со студентами: спикеры поделились своей экспертизой в области цифровой трансформации, получили обратную связь от слушателей для улучшения корпоративных цифровых сервисов и систем, а также смогли укрепить связи с другими подразделениями университета, использующими цифровые технологии.
Евсеев Виталий Викторович
Директор по цифровизации административно-управленческих процессов
Электронный документооборот проникает в нашу жизнь все больше и больше: много сервисов, в том числе и на государственном уровне, вышли на электронное подписание документов. В связи с этим на факультативе были рассмотрены две актуальные темы: переход на электронный документооборот на импортозамещенном программном обеспечении 1С и виды электронных цифровых подписей. Большинство людей не видят разницы между ПЭП (простая электронная подпись — прим. ред.), УНЭП (усиленная неквалифицированная электронная подпись — прим. ред.), КЭП (квалифицированная электронная подпись — прим. ред.). Мы это все рассмотрели на конкретных примерах, я объяснил, в чем отличие разных видов УКЭПов (усиленная квалифицированная электронная подпись — прим. ред.), какие бывают подписи, когда электронные подписи теряют свою легитимность и т.д. Это поможет будущим специалистам лучше понимать области электронного документооборота и приходить на новые места работы с базовыми знаниями и пониманием, что такое электронный документооборот, как на самом деле тяжело его запускать на предприятии, и какие виды электронных подписей для чего применять.
Ермоленко Дмитрий Николаевич
Начальник Управления цифровизации регламентированного учета
Важной составляющей деятельности любой организации являются административно-управленческие процессы. Цифровизация этих процессов в НИУ ВШЭ осуществляется преимущественно на платформе «1С: Предприятие». В рамках ОУФа слушатели познакомились в том числе с историей возникновения и развитием платформы «1С: Предприятие», особенностями создания и эксплуатации информационных систем НИУ ВШЭ, функционирующих на этой платформе.
Считаю, что указанная информация является очень ценной и практико-ориентированной. Слушатели имеют возможность в рамках самостоятельной работы с привлечением специализированной литературы глубже освоить механизмы ведущей отечественной платформы и в дальнейшем использовать эти знания для решения конкретных задач цифровизации административно-управленческих процессов, в том числе в стенах НИУ ВШЭ. В дальнейшем можно продолжить знакомство с платформой «1С: Предприятие» в рамках регулярных стажировок в НИУ ВШЭ по теме «Цифровизация административных задач» с перспективой пополнить ряды сотрудников Цифрового блока НИУ ВШЭ, занимающихся этими задачами.
Костенецкий Павел Сергеевич
Начальник Отдела суперкомпьютерного моделирования
Участники курса заинтересовались перспективными ИТ-технологиями в науке и образовании. Поэтому мной был сделан доклад про современный суперкомпьютерный комплекс Высшей школы экономики, выполняющий 2 квадриллиона операций в секунду и входящий в ТОП-10 мощнейших компьютеров России. Рассказано, какие вычислительные эксперименты ведущие ученые университета выполняют благодаря данному высокопроизводительному комплексу и как это повышает уровень научных исследований университета. Студентам доклад про суперкомпьютерные технологии понравился и заинтересовал, это было заметно по большому количеству вопросов.
-
В результате активного участия студентов в факультативе были предложены интересные идеи и разработаны предложения по перспективным проектам, которые могут быть использованы для дальнейшего развития цифровой среды университета.
Токарев Николай, студент, Высшая школа бизнеса, ОП «Цифровые инновации в управлении предприятием»
Курс «Цифровые технологии в деятельности организации и человека» оставил только положительные впечатления. Он дал глубокий обзор того, как цифровизация и цифровая трансформация влияют на различные сферы, особенно в образовании и госуправлении. В частности, мне запомнились примеры успешных проектов в НИУ ВШЭ и обсуждение таких тенденций, как семантическая интероперабельность и технологическая сингулярность. Это помогло лучше понять, как цифровизация изменяет управление образовательными ресурсами.
В рамках курса я приобрел навыки, которые теперь могу применять в реализации цифровых технологий для решения задач в различных сферах, а также улучшил знания по разработке и внедрению цифровых проектов. Это дало мне более четкое представление о том, как эффективно использовать современные технологии для оптимизации работы организаций. Я считаю, что полученный опыт будет полезен в будущем, особенно в профессиональной деятельности. Основываясь на этих факторах, я бы с удовольствием порекомендовал этот курс другим и хотел бы, чтобы подобное проводилось и в дальнейшем. Также стоит отметить, что в будущем неплохо было бы добавить в курс больше примеров успешных цифровых трансформаций в других странах.
Михаил Тимуш, студент, факультет гуманитарных наук, ОП «Цифровые методы в гуманитарных науках»
Курс оказался очень интересным и полезным. Больше всего понравилось, как объясняли цифровизацию на реальных примерах из сферы образования. Было здорово увидеть, как технологии реально меняют процессы и делают их удобнее.
Я узнал много нового о цифровой трансформации и приобрел навыки работы с современными инструментами. После курса стало понятно, что цифровизация — это не просто внедрение технологий, а целая система изменений, включая подходы к управлению. Особенно впечатлило, как Вышка выстраивает этот процесс — теперь я лучше понимаю, что такое цифровая трансформация на практике.
Опыт точно пригодится в будущем, особенно если работать в сфере, связанной с технологиями. Хотелось бы, чтобы такие курсы продолжали делать и дальше, может быть, с упором на конкретные инструменты или на более практические задания.
Коптюбенко Дмитрий Борисович
Директор по порталу
Это был необычный опыт. Одно дело делиться опытом с комьюнити, совсем другое — рассказывать о своей работе студентам. Это и другая подача материала, и другой драйв. То есть я хочу сказать, что это была образовательная программа, которая работала в обе стороны. Я сам вынес с нее новые знания. Например, впервые получил СОП и сразу полез сравнивать ее со средним по факультету.
Помимо привычных для меня тем, таких как особенности работы корпоративного портала или цифровые маркетинговые инструменты для продвижения образовательных продуктов, на этот факультатив я предложил неожиданную лекцию. Дело в том, что в силу особенностей наших технологических процессов большая часть команды разработки корпоративного портала работает в удаленном или гибридном режиме. Это накладывает особые требования и вынуждает по-другому выстраивать процессы и коммуникацию в цифровой среде. Мне давно хотелось суммаризировать этот опыт и поделиться им с другими. Рад, что это мне удалось.
Минаев Александр Александрович
Начальник Управления архитектурой и проектами цифровой трансформации
В поисках новых знаний, а также трансформации знаний в умения и навыки, отличным инструментом является обучение кого-то. Иными словами, хочешь стать экспертом и глубоко разобраться в теме, начинай готовиться учить.
Так, в рамках очередного подхода к снаряду, в рамках ОУФ «Цифровые технологии в деятельности организации и человека на примере сферы образования и госуправления» мной было проведено обучение студентов компетенциям и практикам проектного мышления. Целью обучения, безусловно, являлось большее, чем просто успешно управлять проектами, но еще и узнать какими они бывают, что происходит в Университете изнутри с разных точек зрения и в разных областях.
На мой взгляд, системный подход к обучению, который охватывает различные объекты управления и сферы интересов, позволяет прочувствовать «на кончиках пальцев» среду жизнедеятельности глазами участников — это помогает осознать какие текущие знания и умения можно было бы приложить к улучшению/изменению внешней среды для пользы как организации, так и себе с точки зрения развития. Важно в этом процессе стараться погружаться и перекладывать теорию на практическое применение, с чем вполне справляются слушатели программы.
Клычихина Олеся Васильевна
Начальник Отдела цифрового стратегического развития и партнерства
Главной задачей общеуниверситетских факультативов ВШЭ является формирование особого мировоззрения и получение дополнительных компетенций, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности студента. Исходя из этого, команда Цифрового блока подготовила и провела курс, в разработке которого был использован практико-ориентированный подход. Все преподаватели нашего ОУФа — это сотрудники с большим опытом работы в реальных проектах цифровой трансформации, и нам есть чем поделиться с аудиторией. Преподаватели курса рассказали о существующих и перспективных цифровых технологиях на примерах использования в повседневной жизни университета.
Вышка прошла большой путь цифровой трансформации, и мы могли показать студентам этапность развития, раскрывая сложности и подводные камни, рассказывая о достижениях и проблемах, демонстрируя цифровые технологии, реализованные в университетских ИТ-системах и сервисах, которые студенты используют каждый день. Поэтому курс прошел интересно и активно.
Все преподаватели курса, с другой стороны, тоже прошли новый путь в необычной для нас ролевой модели. В своей повседневной работе мы сами внедряем цифровые технологии и являемся разработчиками университетских систем и сервисов. А сейчас пришлось пройти путь и получить пользовательский опыт в другой роли, например, педагогического дизайнера и разработчика курса, организатора, преподавателя, технического писателя и создателя образовательного контента, пользователя образовательных и административных ИТ-систем университета.
На своем опыте пришлось освоить роль сотрудников образовательных подразделений, использующих цифровые технологии, пройдя через требуемые для организации и поддержки курсов системы Smart Plan и ПУД 2.0, создав лендинг факультатива, заполнив страницу ОУФ на сайте выбора курсов, сформировав курс в SmartLMS, расписание курса в РУЗ, используя электронный журнал оценок и сервис электронных ведомостей.
Рейнгольд Леонид Александрович
Приглашенный преподаватель Факультета компьютерных наук
В факультативе приняли участие разные слушатели — от студентов начальных курсов — гуманитариев до специалистов в области цифровых технологий. Это необычная для подобного курса аудитория.
Преподавателями рассматривались сложные и неоднозначные процессы, происходящие в различных сферах цифровизации современного общества. Многие изучаемые на факультативе вопросы обычно рассматриваются на специализированных научных конференциях. Было приятно увидеть понимание, заинтересованность и активность студентов в обсуждении этих тем. Например, в курсовых проектах студенты раскрыли вопросы, связанные с социально-экономическими проблемами цифровизации, проводя анализ возможных проблем цифрового развития на примере аналогий с различными антиутопиями, а также глубокое раскрытие студентами темы цифровых двойников.
Успешный опыт общеуниверситетского факультатива показывает востребованность подобных инициатив, когда сотрудники, занимающиеся внедрением цифровых технологий, на примере своей деятельности показывают студентам как это работает в жизни, и предлагают ребятам самим поучаствовать в цифровой трансформации университета. Цифровой блок и в дальнейшем планирует развивать образовательные форматы, направленные на повышение цифровой культуры пользователей цифровых сервисов, и вовлечение студентов в сферу применения цифровых технологий.
Отдел цифрового стратегического развития и партнерства: Руководитель проекта
Все новости автора