• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Люди работают, чтобы устать на работе, а я - чтобы отдохнуть

Доступность цифровых сервисов для всех категорий пользователей широко обсуждается в обществе и актуальна для всех образовательных учреждений страны. Задачи равнодоступности цифровых сервисов для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) решаются в каждом университете, и российское общество целенаправленно движется по пути обеспечения равного доступа к «цифре» для всех граждан.

Люди работают, чтобы устать на работе, а я - чтобы отдохнуть

©Александра Полякова

Отдел цифрового стратегического развития и партнерства Цифрового блока Вышки также участвует в решении этих задач.

Студенты с ОВЗ принимают активное участие в цифровой трансформации в качестве цифровых ассистентов, участвуют в развитии доступности цифровых сервисов, и уже сегодня вносят реальный вклад, делают практические шаги для обеспечения доступности цифровой среды Вышки.

Из самых приоритетных направлений  - это работа студентов ОВЗ в качестве цифровых ассистентов на Горячей линии НИУ ВШЭ, о которой мы расскажем в этом репортаже, и выстраивание взаимоотношений с поставщиками цифровых решений - вендорами в части обеспечения доступности и удобства цифровых сервисов для лиц с ОВЗ, о которых будет наш следующий новостной выпуск.

Мы узнали мнение наших студентов о доступности сервисов и работе в Цифровом блоке.

Александра Полякова
Школа иностранных языков, 1й курс магистратуры

Александра работает на Горячей линии НИУ ВШЭ в качестве оператора 1 линии поддержки, помогает студентам и сотрудникам решать проблемы, возникающие при использовании цифровых сервисов университета.

Александра, расскажите пожалуйста, о важности доступности для лиц с ОВЗ:

Доступность для нас – это одно их самых важных, базовых, жизнеобеспечивающих  понятий, и доступность «цифры» - тем более, это наша возможность жить полноценно.  Я активно помогаю лицам с ОВЗ и за пределами Вышки - делаю интервью и подкасты ВКонтакте и на Ютубе: https://www.youtube.com/@amymozhem/videos , https://vk.com/amymozhem. По мнению моих респондентов и меня, мы не чувствуем инвалидности, пока не замечаем ограничивающих факторов. Например, обучаясь на бакалавриате я приобрела комплекс неполноценности только из-за того, что меня не брали на работу.

Доступность для лиц с ОВЗ даёт основания перестать винить себя в своей инвалидности, начать принимать её и понимать, что ты имеешь право на успех и равные возможности с людьми без инвалидности. Может быть, проявляется психосоматика. Бывает, что от ДЦП ухудшается здоровье, наступает гипертония, метеочувствительность и прочее. Я помню период ЕГЭ, когда сильно заболела от усталости. Работа на Горячей линии – это тоже большие нагрузки, но синдром хронический усталости я не ощущаю, возможно, именно работа помогает переключиться и стабилизирует нервную систему в момент, когда я отдыхаю от учебы. Люди работают, чтобы устать на работе, а я - чтобы отдохнуть!

 

Александра, расскажите, пожалуйста, что дает вам работа на Горячей линии:

Это работа, которая подходит мне как соискателю и удовлетворяет психологические потребности. Как молодой учёный, исследующий людей с ДЦП, я могу сказать, что у человека с этим диагнозом бывает травма «ненужности» из детства, когда мы слышим, что от нас нет толку, так как нам сложно двигаться. Работа цифровым ассистентом на Горячей линии позволяет разрушить эту установку. Я люблю помогать людям в решении сложных проблем, нравятся алгоритмы маршрутизации, структурированная и понятная База знаний и автоматические ответы на часто задаваемые вопросы, я умею анализировать и коммуницировать с заявителями. Теперь я - пример для менее социализированных людей, которые не верят, что можно работать в Москве дистанционно, не живя там, и имея ДЦП средней тяжести.

 

Александра, поделитесь, пожалуйста, какой опыт вы получаете, помогая коллегам, испытывающим проблемы с цифровыми сервисами:

Я общаюсь с психологом и понимаю, что работа подобного рода важна для меня, так как мне сложно высказывать свои чувства и обращаться за помощью. Чтобы решить эту проблему, я вспоминаю про свою работу и ту атмосферу, где все участники помогают друг другу, и я не стесняюсь обращаться за поддержкой к кураторам и к коллегам. Теперь, когда я завожу новые знакомства и хочу что-то спросить или предложить человеку, то представляю, словно он мой коллега цифровой ассистент и не откажет мне. Срабатывает сила самовнушения, и количество отказов в жизни уменьшается!

Подсознательно для меня просить помощи - признак слабости, однако, вспоминая обращения на Горячей линии, я вижу, что, например, доцент, высококлассный специалист и ученый, может не знать, как пользоваться новым приложением и смело говорит об этом. Я учусь у таких людей смелости, и сейчас перестраиваю мышление, думая о том, что умение признаться в том, что что-то не знаешь, не умеешь и нужна помощь – это, наоборот, признак силы и за это можно уважать человека, особенно если он хочет научиться новому или исправить ситуацию к лучшему.

 

Александра, расскажите, пожалуйста, с какими трудностями могут сталкиваться студенты с ОВЗ, какие сложности испытывают:

У меня есть карта желаний, там много целей и мечт, но основная, и я её сейчас осуществляю: перестать недооценивать себя и делать негативные прогнозы. Мы - такие люди, кто всегда готов к худшему. Чтобы победить это, нужно оценить свои действия после выполнения, а не до него. Другая проблема людей с инвалидностью - низкая самооценка и самоценность. Это про то, что с нами можно обращаться неуважительно, мы привыкли... Совет моим коллегам – по моему опыту лучше вступать в диалог с другими людьми, чтобы обсудить, какие ограничения есть у тебя и что можно сделать, чтобы чувствовать их меньше.

 

Как можно помочь студентам с ОВЗ в преодолении этих трудностей, по вашему опыту:

Для нас важно испытывать к человеку такие чувства, как безопасность, доверие, уважение и раскрепоститься так, чтобы мы могли больше себя проявить в жизни. Многие стесняются предложить свои идеи, поэтому, если видно, что человек отстранился и закрылся, нужно самим его подтолкнуть. Например, сейчас мне предложили рассказать о моем опыте, и я подумала о том, что эти мои мысли и мой опыт тоже могут помочь кому-то. Здесь важна грань: не оказывать давление в разговоре. У нас есть два типа реакции: сопротивление и подчинение. Когда требуется, чтобы человек с инвалидностью сделал так, как вы просите, можно с ним пообщаться с глазу на глаз, а не в общем чате, привести аргументы и обязательно спросить его мнение. Этим вы попадёте человеку в душу и простимулируете его. Для нас это приятно, но в то же время непривычно, что есть выбор, потому что в семье у нас бывает немного выбора. Всё, что дает ситуацию выбора – вдохновляет нас. Это уже большой шаг вперёд.  Так инвалид усваивает, что говорить о своих желаниях и в целом с людьми — это нормально, а когда начинает самовыражаться, то реализуется потребность быть услышанным и появляется эффект окрыления от этого, так как пропадает ситуация вынужденности.

Не обязательно оплачивать лечение, предпринимать сверхусилия -  можно просто быть надежным человеком для них, который готов поддержать, тогда они покажут на первый взгляд невообразимую преданность в ответ и будут держаться за вас, потому что пока нетолерантность в обществе всё же преобладает, к сожалению.

 

Студенты Вышки с ОВЗ - очень неравнодушные люди, они помогают всем, кому могут помочь, поднимают важные проблемы, аккумулируют вокруг себя заинтересованных соратников,  проводят исследования, создают новые возможности для всех. Злата Аскерко является координатором проекта по инклюзии со стороны студентов университета в рамках рабочей группы.

Аскерко Злата
Факультет социальных наук, 2й курс бакалавриата

Наше будущее невозможно без информационных технологий, именно они создают современный мир. Но мир можно назвать современным и цивилизованным только в том случае, если он доступен для каждого. Жизнь людей меняется на глазах, не стоит на месте и Вышка. Сегодня Высшая школа экономики — это вуз, который принимает студентов с любыми нозологиями. Команда Вышки делает многое, чтобы образовательная среда была полностью доступна для людей с ОВЗ. Недавно в нашем университете была создана рабочая группа студентов и администрации по вопросам инклюзии, которая провела исследование потребностей людей с инвалидностью. В ближайшее время будет проведен отдельный опрос по доступности цифровых сервисов, который выявит "болевые" точки и определит дальнейшую траекторию работы в этом направлении. В ближайшем будущем я планирую собрать команду инициативных студентов и выиграть грант на реализацию наших идей и решений относительно цифровых сервисов. К сожалению, число людей с ОВЗ в России неуклонно растет и будет расти ввиду сложившейся ситуации. Я рада, что мой университет уже сейчас понимает, насколько важно и нужно развивать инклюзивное образование.

  • Клычихина Олеся: «Мы ежедневно работаем в одной команде с нашими студентами, и они дают нам колоссальную поддержку, показывают иные стороны действительности, которых мы зачастую не замечаем. Мы видим, что «доступность» для них – не просто модное слово, а вопрос жизнеобеспечения, развития.  Они учат нас многому – наши коллеги на самом деле прошли такую школу жизни, владеют такими цифровыми навыками, что не снилось многим обычным людям, они ежедневно преодолевают столько препятствий, принимают такие непростые вызовы, что являются примером стойкости и целеустремленности, мы сами учимся у них многим качествам.

    Александра, Злата, спасибо большое за помощь и открытость, за то, что поделились вашим опытом и очень глубокими, важными моментами. Будем вместе улучшать доступность сервисов и развивать цифровую среду университета!»

Цифровой блок открыт к общению, и продолжает развивать тему доступности цифровых сервисов. Просим, пожалуйста, заинтересованных в развитии этой темы присылать ваши предложения на почту digital@hse.ru