«Работать нужно с душой»
Артем Рачиба — начальник Управления цифровизации административных процессов. Он отвечает за внедрение и развитие электронного документооборота в университете. В своем интервью Артем Юрьевич рассказал с чего начинался его карьерный путь в Вышке, раскрыл секреты успешной командной работы и поделился тем, как защитить себя от выгорания.
«Хвалили за смекалку и креативный подход»
В конце 90-х далеко не у всех дома стоял персональный компьютер. Это была мечта каждого школьника. В нашем классе таких ребят было от силы человек 5 и я – один из них. Так, что мне можно сказать, сказочно повезло.
Первый компьютер у меня появился в 5-м классе — подарили родители. Помню, как после уроков мы с одноклассниками ходили друг к другу в гости: смотрели видео, играли в игры, в общем, использовали компьютер согласно возрасту и интересам, как обычные дети.
В 8-9 классе мы с другом впервые попытались использовать компьютер для автоматизации учебного процесса, чтобы сократить объем ручной работы при подготовке домашнего задания. Все началось с рефератов. Вместо того, чтобы писать их от руки и пользоваться при этом школьной литературой, мы придумали «гуглить» тему доклада, обобщать и собирать информацию из интернета в Word-документ и сдавать работу в распечатанном виде. Для уроков черчения нашли специальные программы по созданию графических фигур в онлайн-режиме. В то время эта была настоящая цифровая революция. В основном учителя просили все переделать «по нормальному», но некоторые все-таки хвалили за смекалку и креативный подход.
В старшей школе у меня еще не было 100-процентной уверенности в том, что свою профессиональную жизнь я хочу связать именно с компьютерами. В начале 2000-х я до конца не понимал, чем отличается работа компьютерщика от работы аналитика или, например, программиста, но уже тогда начал прослеживаться тренд на востребованность ИТ-профессий. Логика у меня была такая: если есть компьютер, то почему бы не поизучать из чего он состоит и как работает? Так, после 9-го класса я решил поступать в Московский Радиомеханический техникум на факультет вычислительных машин.
«Масштаб проекта определяет, чего ты можешь достичь»
Первая официальная работа по трудовой книжке – проектировщик элементов. Это та самая инженерная графика, которую я пытался создавать на компьютере для уроков по черчению. Днем работал, а вечером учился в университете по специальности «Конструирование и технология электронных средств».
Один из моих знакомых в то время работал в поддержке 1С и предложил присоединиться к их команде. Тогда я думал, что 1С – это как-то несерьезно. Когда проектируешь системы связи для крупных организаций, чувствуешь себя нужным человеком, от которого многое зависит, а что делают 1С-специалисты? Но вскоре я понял, что 1С – это большое востребованное направление, позволяющее автоматизировать различные процессы в организациях, и я решил себя в нем попробовать.
Сначала работал по разным специальностям 1С: торговля, бухгалтерия, предприятие, но в итоге выбрал документооборот, потому что в далеком 2014-м году – это был совсем новый продукт.
Мне нравится работать в проекте на моменте внедрения продукта, т.е. когда еще по сути «ничего нет», и все необходимо разрабатывать «с нуля». Масштаб проекта определяет, чего ты можешь достичь. Внедрять документооборот на 100 пользователей или на 1000, работать в команде из 3-х человек или из 30-ти человек — вещи принципиально разные.
В 2020-м году, когда я устраивался в НИУ ВШЭ, у университета был самый крупный проект по 1С-документообороту, с которым я когда-либо работал. Это меня очень привлекло, я успешно прошел собеседование и оказался в Вышке. В том же году мы вошли в рейтинг ТОП-3 самых масштабных внедрений документооборота на конкурсе 1С в компаниях России и, кстати, до сих пор находимся на лидирующих позициях.
«Работать нужно с душой»
Иногда друзья меня спрашивают: «Чем ты занимаешься на работе?». Я обычно отшучиваюсь и говорю, что целый день стучу по клавиатуре и без конца смотрю в монитор.
Если попытаться объяснить сложное простым языком, не углубляясь при этом в детали, моя задача заключается в том, чтобы скоординировать работу всей команды 1С-документооборот в университете. Это разработчики, аналитики, специалисты технической поддержки, подрядчики и функциональные заказчики. Важно наладить диалог между всеми участниками процесса, вести его координацию, чтобы успешно сдать проект.
В Вышке я сменил три должности. Сначала работал главным аналитиком, через год стал руководителем проекта, а сейчас являюсь начальником Управления цифровизации административных процессов. Здесь я прошел интересный карьерный путь. Помимо профессионального роста удалось приобрести огромное количество новых знаний и навыков, как в предметной области, так и технической, потому что Вышка использует в работе самые современные технологии: электронное подписание, автоматическое сканирование документов, мобильные приложения, интеграцию с внешними ресурсами и т.п. За эти три года 1С-документооборот стал системой с большим количеством пользователей и нового функционала.
На текущей должности в мою зону ответственности входит несколько портфелей проектов: система документооборота с большим количеством задач и проектов, система управления полномочиями и разработка прототипа системы будущего цифрового архива. Но от коллег я себя никогда не отделяю, один я бы ничего не сделал, наш успех — заслуга каждого участника проектной команды.
Залог успешной реализации проекта – эффективная командная работа. А что такое командная работа? Это такой тип работы, где все компоненты работают слажено как в часовом механизме, где каждый ответственно выполняет свою задачу.
Ни качественно, ни идеально, а именно ответственно. А это возможно только тогда, когда человек «горит» тем, что делает. Работать нужно с душой. Можно в срок справляться с большим количеством разнообразных задач, но, если на самом деле ты занимаешься тем, что тебе не нравится – получится все равно плохо. Поэтому с каждым новым сотрудником проектной команды я лично проводил собеседования, потому что для меня важно, чтобы у кандидата были не только hard skills, но и высокая мотивация.
Второй секрет успеха — открытость и обратная связь. Взаимовыручка у нас нормальная практика. Не помогать коллеге — нельзя. Не то чтобы это не приветствуется, такая ситуация – недопустима. Каждый, будь то сотрудник технической поддержки, архитектор, или руководитель проекта, всегда может обратиться к другому члену команды, зная что ему обязательно помогут и не оставят один на один с возникшей проблемой.
«Как будто съездил в Диснейленд»
Работа занимает важную часть моей жизни. Каждый день у нас что-то новое и интересное. После трудового дня такое ощущение как будто съездил в Диснейленд: большой продукт, крутая команда, заказчики, руководители, нескончаемый поток задач.
Удовлетворение в работе приносит точка баланса, которую мы находим и стараемся сохранить. Это когда и система работает, и пользователи довольны, и команда не выгорает.
На вопрос «Как не выгореть на работе», ответ простой – переключиться на любой другой вид деятельности после окончания трудового дня. Кому-то нравится смотреть фильмы, кто-то любит гулять с собакой, кому-то нужно потанцевать и т.д. Лично для меня – это комплексный подход. Стараюсь время разделять: вечером, после работы, провожу время с семьей и выбираюсь на прогулки. Если на час – прогуляюсь вокруг дома или в парке, если впереди длинные выходные можно поехать в какой-нибудь близлежащий город или на природу. Я, кстати, в свое время объездил все ближайшее Подмосковье в радиусе 1000 километров.
А еще, мне бы хотелось побывать в дальних странах и посетить различные уголки земного шара: Австралию, Новую Зеландию, Южную Америку, чтобы познакомиться с особенностями культур разных народов. Думаю, что однажды, я обязательно отправлюсь в такое путешествие!