Внедрена новая информационная система приема «АИС ПК» для программ бакалавриата
Подходит к концу приемная кампания на программы бакалавриата, ее результаты в ближайшее время будут подведены Приемной комиссией НИУ ВШЭ. Для обеспечения поддержки работы Приемной комиссии в 2022 году была разработана и внедрена автоматизированная информационная система приемной комиссии – АИС ПК. Как функционирует АИС ПК рассказал руководитель проекта со стороны цифрового блока, заместитель начальника Управления цифровизации образования Антон Севастьянов.
Севастьянов Антон Леонидович
Заместитель начальника Управления цифровизации образования
В этом году абитуриенты бакалавриата могли подать документы на поступление одним из трех способов: лично, на сайте Вышки и через портал госуслуг (Суперсервис «Поступление в вуз онлайн»). Чтобы обеспечить работу приемной комиссии со всеми заявлениями, поступившими по всем каналам, была внедрена комплексная система АИС ПК на базе технологической платформы «1С:Предприятие 8» и прикладном решении «БИТ.ВУЗ. Приемная комиссия». Работа над АИС ПК велась цифровым блоком, специально привлеченным подрядчиком при непосредственном участии сотрудников приемных комиссий кампусов университета, ключевым функциональным заказчиком выступила команда под руководством Вячеслава Владимировича Башева. При этом прием на программы магистратуры в новом году было принято решение вести в уже внедренной в НИУ ВШЭ ранее информационной системе АСАВ. Таким образом, мы разделили потоки поступающих на разные уровни образования, что позволило нам более тщательно подойти к вопросу создания АИС ПК, хотя сложности, конечно, были.
АИС ПК представляет из себя две большие подсистемы: frontend часть – Личный кабинет абитуриента – и backend часть для работы операторов и сотрудников Приемной комиссии. Благодаря мощному ядру платформы «1С:Предприятие 8» достигается стабильность работы, целостность и защита информации, а также интеграция с другими системами Вышки, которые созданы также преимущественно с использованием продуктов 1С.
Во время приемной кампании число одновременно работающих операторов достигало 500, а количество пользователей личного кабинета превышало 7 000.
Функциональность АИС ПК включает в себя весь цикл приемной кампании от приема заявления до зачисления абитуриента, обеспечивает интеграцию и передачу данных во внутренние системы Вышки и федеральные информационные системы. Например, сформированные приказы на зачисления передаются в систему электронного документооборота (СЭД), зачисленные абитуриенты передаются в учетные системы для сопровождения учебного процесса (такие как АСАВ, SmartReg.Учебный процесс), данные по абитуриентам передаются в ФИС ГИА и приема.
Наряду с тем, что абитуриенты по-прежнему могут подавать заявления лично или воспользоваться порталом госуслуг (Суперсервис «Поступление в вуз онлайн»), мы уделили особое внимание разработке Личного кабинета. Он выстроен таким образом, чтобы каждый раздел соответствовал определенному этапу поступления, а вся информация была доступна из одного источника. Личный кабинет позволяет выполнить все необходимые действия для участия в приемной кампании НИУ ВШЭ: подать заявку в любой кампус университета, записаться на вступительные испытания, подать апелляцию, заключить электронный договор. Абитуриенты видят сумму набранных баллов по каждой конкурсной группе, включая баллы ЕГЭ, результаты вступительных испытаний, а также баллы за индивидуальные достижения, что позволяет более комфортно ориентироваться в приемной кампании НИУ ВШЭ.
Во время проведения приемной кампании было много вызовов для команды проекта, которые были хоть и непросто, но успешно преодолены:
- интенсивная работа над функционалом АИС ПК продолжалась всю приемную кампанию: от оптимизации бизнес-процессов и распределения нагрузки на систему, до внесения изменений в параметры интеграции, обусловленные меняющимися требованиями к внутренним и внешним системам НИУ ВШЭ.
- личный кабинет подвергался многочисленным DDOs - атакам, но благодаря устойчивости архитектуры и работе Центра информационной безопасности цифрового блока НИУ ВШЭ, все атаки были отражены.
- поступило более 34 тыс. обращений с вопросами и проблемами от абитуриентов, и благодаря внедренному механизму единого окна и работе Дирекции по информационным технологиям была оказана своевременная поддержка абитуриентам и их законным представителям.
Основываясь на успешном опыте внедрения АИС ПК в рамках приемной кампании бакалавриата и специалиста РФ, следующим этапом развития системы станет переход приемных кампаний магистратуры и иностранных граждан в АИС ПК в будущем.