• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Какие технические новинки приготовила Вышка для blended learning в 2021 году

Рассказываем о технических решениях для организации онлайн-обучения, почему выбраны именно они, и о новых возможностях, которые реализует Цифровой блок в этом году исходя из опроса преподавателей

Какие технические новинки приготовила Вышка для blended learning в 2021 году

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

 

Что такое Blended learning и VR 360

Blended learning – это методика смешанного обучения, когда одна часть людей (преподаватель и студенты) находятся в аудитории, а другая подключена к занятию дистанционно. Другими словами, либо студенты находятся очно в аудитории, а преподаватель дистанционно, либо преподаватель дистанционно, а студенты частью в аудитории, частью дистанционно.

Смешанное обучение используется в НИУ ВШЭ с самого начала перехода на самоизоляцию. Его можно обеспечить простыми средствами онлайн-трансляции, записи и видеоконференцсвязи, например, поставить в аудиторию компьютер, веб-камеру, микрофон и организовать доступ к интернету. Это самый простой и дешевый способ, но преподавателям не всегда удобно работать в таком режиме.

Следующий по сложности шаг – подключить к компьютеру планшет, чтобы преподаватель мог писать на нем, например, формулы. Это решение используется в Высшей школе экономики с 1 сентября 2020 года. Однако многие преподаватели не привыкли работать в таком формате: они хотят, чтобы аудитории были оснащены таким образом, чтобы они могли работать на меловой или маркерной доске, не используя проводной микрофон и не занимая руки. Другими словами, есть спрос на то, чтобы вести занятия в абсолютно привычной для них обстановке. При этом у студентов появляется возможность увидеть и принять участие очно или дистанционно, так как они видят и слышат всё, что происходит в аудитории, в том числе то, что преподаватель пишет на доске. Чтобы удовлетворить технические потребности преподавателей и студентов по организации онлайн-обучения в формате blended learning, с сентября 2020 года в НИУ ВШЭ применяются современные технологии трансляции и записи – VR 360. Использовать эту технологию для смешанного обучения необязательно, но она расширяет возможности: можно увидеть всю аудиторию со всех сторон.

В Международном институте экономики и финансов (МИЭФ) нашли дополнительное применение этой технологии. Во время экзамена в потоковых аудиториях на экраны проектора выводятся таймеры обратного отсчета, а студенты рассаживаются в шахматном порядке так, чтобы никто друг другу не мешал и не помогал. Условие такое: до старта таймера никто ручки в руки не берет и задание не открывает. Таким образом, VR 360 использовался обеспечения равных условий для студентов, чтобы они вовремя приступили к выполнению задания и завершили его выполнение. Также можно отслеживать отсутствие общения между студентами. Этот пример подтверждает, что у технологии есть свойства, которые, если развивать, можно применять не только в учебном процессе, но и для проведения массовых мероприятий.

VR 360 имеет свои нюансы: без дополнительных опций в виде виртуальных экранов он не совсем удобен. Камера позволяет делать обзор, но, если использовать только 3D-камеру и пытаться рассмотреть, что происходит на доске, видео нужно обязательно передавать и принимать в 4К. Если передавать видео в формате Full-HD, а преподаватель пишет мелким подчерком на доске, студенты мало что увидят. Поэтому в Вышке применили технологию виртуальных экранов, интегрированных в поток трансляции в формате VR 360, с укрупненным изображением маркерной доски и презентации. Преподаватель может их включить или выключить, или вывести только один из них. На одном экране показывается увеличенное изображение с 2D-камеры, которая направлена на доску, а на втором презентация с персонального компьютера преподавателя. Пока такое решение доступно только в шести потоковых аудиториях московского кампуса. Впрочем, в мире существуют перспективные решения, которые позволяют оцифровывать изображения с маркерной доски и выводить их в эфир, и Цифровой блок будет тестировать такие технологии, чтобы реализовать их в Вышке.

Реакция преподавателей

Любое решение требует изучения общественного мнения, поэтому сотрудники управления системно-технической инфраструктуры и сервисов Цифрового блока совместно с МИЭФ собрали пожелания преподавателей по улучшению работы в формате смешанного обучения в единый перечень замечаний. Они уже учтены разработчиками, и сейчас идет оценка стоимости и сроков реализации доработок.

На первом месте среди пожеланий – дать возможность скачивать видео, регулировать доступ к нему и видеть превью трансляции на панели управления в аудитории, потому что, когда начинается трансляция, не всегда понятно, запустился эфир или нет, т.к. преподаватель видит только панель управления.

На втором – сделать доступным получение обратной связи от студентов во время занятий. Сегодня такой формы в VR 360 нет, но преподаватели хотят, чтобы студенты задавали вопросы во время и после занятий. И такую опцию они хотят самостоятельно включать и выключать до, во время и после занятий.

На третьем –  интеграция с системой планирования расписания для того, чтобы информация о трансляции выгружалась из системы автоматически на портал VR 360. Тем самым преподаватель, придя в аудиторию, увидит, что его занятие уже зарегистрировано на портале, с указанием всей необходимой информации (его ФИО, учебная группа, название дисциплины и т.д.) и просто нажмет на кнопку «Начать трансляцию». И, если в системе планирования расписания ошибка, преподаватель сможет изменить данные, сохранить их и начать трансляцию с корректными изменениями. При этом, если преподаватель внес вручную правки, то в учебный блок поступит автоматическое сообщение о том, что расписание было отредактировано, и специалисты уже будут разбираться, на каком этапе произошла ошибка.

Планы развития

Планируется закупка 250 комплектов (веб-камеры, планшеты и колонки) для оснащения дополнительных аудиторий под blended learning для Москвы и филиалов. Но развитие будет не только количественное, но и качественное, в соответствии с потребностями университета. Для этого сотрудники Цифрового блока изучают и тестируют новые технологии. В частности, ведется тесная работа с учебным блоком и факультетами. На данный момент с МИЭФ согласовано, что как только появляется возможность взять на тест какое-то решение, его привозят, монтируют и приглашают преподавателей попробовать технологию в деле. Если оно понравится, то будет внедрено в учебный процесс. Таким образом, будет подобран оптимальный стандарт оснащения аудиторий для обучения в дистанционном и смешанном формате, удобный преподавателям и студентам Вышки.

«Информационные технологии не стоят на месте, и в мире постоянно появляется что-то новое. Мы стараемся не отставать от прогресса – изучаем и тестируем новые технологии. Думаю, что обратная связь от преподавателей и студентов по результатам использования новых технологий в учебном процессе чрезвычайно важна для производителей и позволит создать действительно полезные в образовании решения», - говорит заместитель начальника управления системно-технической инфраструктуры и сервисов Дирекции информационных технологий Александр Жеребко.

 

БОЛЬШЕ О НОВЫХ РЕЛИЗАХ ЦИФРОВОГО БЛОКА – В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ  ВЫШКА.DIGITAL INSIGHT