• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Топовые функции SmartLMS добавят в HSE App X

Цифровой блок определил самые популярные функции SmartLMS, которые будут включены в мобильное приложение HSE App X. О том, как отбирался функционал, чем именно дополнят приложение и как это облегчит жизнь студентов, читайте в материале

Топовые функции SmartLMS добавят в HSE App X

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

SmartLMS (Learning Management System) – система онлайн поддержки учебного процесса НИУ ВШЭ. Команда разработчиков мобильных приложений Цифрового блока НИУ ВШЭ провела исследование востребованности функционала LMS методом UX-исследования. Рассказывает аналитик Анастасия Четверткова

Анастасия Четверткова
аналитик отдела мобильных приложений дирекции по порталу и мобильным приложениям

Анастасия, давайте начнем с определения, что такое «UX-исследование»?

Анастасия Четверткова: UX-исследование – способ анализа потребностей пользователей и выявления их проблем, которые можно решить, например, с помощью функций мобильного приложения.

 

Расскажите, пожалуйста, о вашем исследовании: название, сроки проведения и цель?

Наше исследование называлось «UX-исследование пользователей LMS НИУ ВШЭ» и проводилось чуть больше месяца, с конца июля до начала сентября 2020 года. Целью изучения мы ставили узнать потребности студентов Вышки в функциях, реализованных на платформе LMS, и какие из них нужно адаптировать в мобильном приложении HSE App X.

 

А почему решили использовать именно этот метод исследования?

Одно из основных направлений моей работы – качественные исследования, и они необходимы, в том числе, при планировании функционала сервиса. Идея нашего исследования появилась весной, когда мы с нашей командой разработчиков решили полностью обновить HSE App и реализовать что-то новое для студентов помимо базового функционала, состоящего из расписания, поиска свободных аудиторий, сториз и дедлайнов. Нам хотелось создать возможности для студентов, напрямую связанные с учебным процессом, которые сейчас доступны только в LMS.  Но так как эта платформа состоит из многих сервисов, появилась потребность в изучении спроса: чем они пользуются во время пар или по дороге в университет.

 

Для этого и понадобилось UX-исследование?

Мобильное приложение HSE App требует масштабного обновления, которое содержит в себе в первую очередь расширение функционала. Новый функционал будет разрабатываться на основе платформы SmartLMS. Для этого необходимо определить, какие сервисы платформы часто используются студентами и проанализировать пользовательские сценарии взаимодействия с платформой. Это исследование помогло понять, как мобильное приложение может помочь студентам в учебном процессе.

Еще важность исследования в том, что разработчики часто сталкиваются с проблемой, когда они наполняют мобильное приложение разной функциональностью, которое не нужно пользователю. Вот почему, когда создаешь цифровой продукт, нужно понимать свою целевую аудиторию, а также оценить все ли функции будут использоваться и при каких обстоятельствах, то есть решают ли они определенные проблемы людей или нет. Таким образом, нужно пойти к людям и спросить напрямую их потребности, чтобы избежать неэффективных процессов и бесполезных функций. Ведь, главное в цифровом продукте – удобство и актуальность.

Такие исследования проводят не для «галочки», а для эффективности в работе и высокого спроса на продукт – то, в чем мы заинтересованы. Если не проводить изучение потребностей пользователей, это приведет к ряду последствий. Во-первых, разработчики зря потратят время и силы на реализацию опций, которые не будут пользоваться спросом. Во-вторых, если мобильное приложение перегружено, оно становится огромным, занимает много памяти смартфона, его неудобно скачивать, и студенты будут путаться какие функции доступны и как их использовать. В этом и была важность исследования – среди всех опций SmartLMS выделить актуальные.

Юрий Марков
младший научный сотрудник научно-учебной лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ

«Я считаю этот проект очень важным не только для развития приложения, но и для студентов, которые являлись исследователями (большое им спасибо!). Было проведено большое количество интервью у учащихся разных курсов и направлений обучения, которые позволили понять, что требуется студентам в приложении сейчас. Проведенный обзор по приложениям других вузов, также показал какой функционал может быть добавлен, а какой может быть взят другими вузами на вооружение. Этот проект позволил наметить будущие пути развития приложения».

Скажите, а кто работал над проектом и как были распределены роли?

Работало пять человек: я – инициатор, руководитель и заказчик. В мои основные задачи входило: написание ТЗ, проверка гайда интервью, проверка базы респондентов и т.д. Также в команде был Юрий Марков – младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории когнитивных исследований. Он курировал административные вопросы (проверял гайд интервью, проводил консультации). Еще мы с Юрием проводили отбор исследователей и подготовительную работу. И, конечно, сами исследователи – три студента 2-го курса ОП «Психология», которые составили гайд интервью и занимались непосредственно полевыми исследованиями – опросами среди учащихся НИУ ВШЭ.

 

Вопрос о подборе команды – всегда актуален. Как вы отбирали исследователей и почему остановили свой выбор на этих трех студентах?

Сначала мы оставили заявку на Ярмарке проектов. По результатам резюме и собеседования было отобрано три человека. Остановили свой выбор на них, т.к. они имели опыт проведения подобных исследований, поэтому процесс работы им был знаком. Один из них даже работает в UX-лаборатории при Вышке. Правда, поначалу задача им показалась легкой (смеется). Они думали, что достаточно опросить людей и записать ответы. А когда включились в работу, поняли, что необходимо фиксировать и анализировать ответы респондентов: устанавливать связи между тем, что они говорят и какие у них действительно проблемы, а также делать выводы, как решить их с помощью функций нашего приложения. Тем самым, студенты-исследователи ставили под сомнения какие функции нужны, а какие нет, и они поняли, что UX-исследование строится на общении с потребителем, что это важно, сложно и полезно.

 

Хорошо, с исследователями мы определились. А как выбрать респондентов для интервью, на какие критерии вы опирались при отборе?

Главное правило заключалось в том, чтобы опросить разных студентов Высшей школы экономики бакалавриата и магистратуры, разных факультетов, образовательных программ и курсов. Единственное общее условие – все они пользователи HSE App.

 

Когда вы определились с командой и респондентами, интересно узнать, как проводилось исследование?

Сначала наш отдел провел бенчмаркинг, посмотрел функционал аналогичных мобильных приложений зарубежных вузов (США и Европы) и оценил, что мы можем и не можем реализовать из них в HSE App X. Потом студентам-исследователям предоставили эти результаты и материалы с описанием работы нашего приложения, какие функции сейчас доступны и чем еще его можно дополнить. Студенты изучили информацию и на ее основе создали гайд интервью.

Исследование проводилось при помощи метода проблемного интервью с пользователями, т.е. с респондентами обсуждали преимущества и недостатки приложения. Такой метод используется, когда респонденты уже знакомы с продуктом, что дает уникальность ответов каждого участника, их мнения можно систематизировать и сделать общий вывод.

Исследователи встречались с каждым респондентом через онлайн-созвоны по Zoom, MS Teams, Skype, беседовали по списку вопросов и фиксировали их ответы. Например, у респондентов интересовались: «Было бы Вам удобно просматривать мобильную зачетку и рейтинг через приложение»? Всего было опрошено 30 респондентов. После каждого интервью, они фиксировали полученные инсайты и по завершении исследования собрали всё в единый отчет, где была отмечена лояльность пользователей к каждой функции, подтверждая это их цитатами и комментариями.

 

Анастасия, главный вопрос – к каким основным выводам вы пришли?

Во-первых, мы получили ответ на вопрос, насколько масштабно надо расширять функционал мобильного приложения. Изучив предварительно опыт зарубежных вузов, отметили, что они включают огромное количество разных сервисов: от расписания и курсов до доступа к библиотеке, меню в столовой и даже прогноза погоды и свободных парковочных мест.

Наши студенты голосуют за то, чтобы функций было немного, но все они были полезны. Некоторые даже сказали, что достаточно только расписания. Нам важно это знать, потому что у нас всегда много идей, но мы не уверены, что из этого понравится студентам. Например, Ярмарка проектов, насчет которой мы сомневались, а по результату исследования поняли, что пользователи не против ее добавления. Также мы раздумывали о включении сервиса «Вышка.Навигация» в HSE App X, и оказалось, что студенты тоже испытывают в этом потребность, поэтому сервис уже включён в приложение.

Во-вторых, наши гипотезы тоже строились на основе функционала мобильных приложений зарубежных вузов, так мы анализировали спрос по каждой функции. Тем самым, мы определили необходимость «Вышка.Навигация», дедлайнов, мобильной зачетки и других. В частности, наиболее популярная функция – просмотр расписания. Респонденты отмечали, что они просматривают не только свое расписание, но и чужое (друзей и преподавателей): «Возможно, стоит в расписании преподавателей добавить номер группы, с которой должно проходить занятие». Кстати, значимых недостатков респонденты не называли и считают HSE App удобным приложением: «Очень удобно ещё на IPhone то, что расписание можно добавлять на экран, слева и смотреть, не открывая приложение». Также мы утвердились во мнении, что ещё одна важная функция – поиск аудиторий.

В-третьих, почти все респонденты просматривают зачетку и рейтинг в LMS, поэтому они согласны с тем, чтобы добавить эту возможность в наше приложение. По этой причине в ближайших планах включить раздел LMS, где будет каталог курсов (содержание учебной дисциплины, формула оценки и т.д.), доска объявлений и зачетка.

Таким образом, до исследования, когда я смотрела на наше приложение, думала, что нужно расширять функционал как можно масштабнее. А когда студенты сказали: «Нам не нужно столько функций, наоборот, это перегружает приложение», поняла, что HSE App и так ценится пользователями и мы делаем все правильно, добавляя постепенно новые функции.

 

А теперь, имея все результаты исследования, какие ваши дальнейшие шаги?

На основе полученных выводов наша команда формирует список функций из SmartLMS, которые будут реализованы в HSE App X в 2021 году. Для этого все функции разбиты по приоритетам: в первую очередь, появится возможность просмотра рейтинга и мобильной зачетки через мобильное приложение. И сейчас мы уверены, что наши планы по развитию приложения понравятся пользователям.