• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Все новые ИТ-системы Высшей школы экономики используют HSE Sans  — шрифт, разработанный специально для университета. Его создатели рассказали Вышка.Digital Insight, чем они вдохновлялись, о современных трендах в типографике и так называемом русском шрифтовом буме.

Арсений Мещеряков
Руководитель Школы дизайна

— Зачем Вышке свой шрифт?

— Шрифт — важнейший элемент айдентики любой крупной корпорации. В Вышке всегда ощущался недостаток сквозных элементов айдентики, помноженный на разные вариации общего знака. Два года назад ректор поручил нам заняться этим вопросом. Мы посчитали, что будет разумно стартовать со шрифта, который позволит даже при сохранении несуразностей в общей айдентике собрать все в единую стилистику. Это очень мощный элемент, который помог бы опознавать Вышку в медийной и коммуникационной среде.

 

— Вы примерили новый шрифт на сайте и в буклетах Школы дизайна и предложили его использовать повсюду в Вышке?

— Нет, как раз наоборот. Это решение для всей Вышки, которое было принято в стенах Школы дизайна. Такое самоуправство. Разработать шрифт, который можно будет использовать а) в Школе дизайна, б) в тех корпоративных продуктах, которые университет просит нас разработать, и, таким образом, приучить к нему сообщество.

 

— Создать шрифт – это дорогое удовольствие?

— Мы потратили на это уже несколько сот тысяч рублей. Учитывая наши связи с разработчиками и престижность заказа, это не так уж дорого. Кроме того, хотя мы и заказали шрифт стороннему разработчику, это все равно сопродукт Вышки. Правильнее будет сказать, что эта айдентика создавалась внутри университета, но с привлечением сторонних экспертов. Это важно и с точки зрения развития проектной деятельности, и потому еще, что если мы можем делать вещи высокого уровня для себя, значит, сможем и для других. Нам бы хотелось, чтобы через несколько лет Вышка в лице Лаборатории дизайна могла бороться за заказы уровня ребрендинга Сбера. Цель здесь важнее результата.

 

— Кто разработчики?

— Известнейший российский шрифтовик Юрий Гордон. Он один из трех-пяти топовых по квалификации. Шрифт — тонкое ремесло, в нем далеко не каждый дизайнер является специалистом. Юрий сейчас делает три дополнительных начертания. Не хватает курсива, полужирного. Одним из недостатков первого этапа разработки было то, что из жирных был сделан только суперболд шрифт, и он оказался слишком жирным для использования в Интернете. Поэтому полужирный шрифт приходилось заменять шрифтом из другой гарнитуры, что неправильно. Устраняем этот недочет.

 

— Подход к дизайну шрифтов для полиграфии и Интернета разный?

— Я так не думаю, хотя, безусловно, в Интернете есть своя специфика.

 

— Какой месседж посылает сообществу организация, использующая собственный шрифт?

— Цинично отвечу: айдентика — вещь, которая находится в определенной точке пирамиды Маслоу. Вышка прекрасно существовала долгие годы без своего шрифта, но его наличие и вообще наличие качественной айдентики, которая в том числе выражается в шрифте, — это признак зрелости. Это значит, что компания может себе это позволить не в смысле финансов, а в смысле объема и размера. Плюс к тому, любая айдентика служит узнаваемости. Любой документ, который ложится на стол экспертам в виде письма или презентации, или тот же сайт, — все это представляет университет как единое целое. Не думаю, что свой шрифт принципиально решает какую-то конкретную проблему, но он ложится в некоторую культуру университета, которая потом еще долгие годы вносит свою лепту в имидж и репутацию.

 

— В Вышке учат на шрифтового дизайнера?

— Конечно, это входит в программу, наши студенты (особенно по направлению «Коммуникационный дизайн») обязательно изучают типографику, создают свои шрифты. Понятно, что студенческий шрифт — не такой глубокой проработки, он более арт-характера, больше подойдет, например, для театра, акцидентного набора. Но тем не менее шрифт — часть компетенции дизайнера. Любой график должен быть в этом подкован.

Юрий Гордон
художник, шрифтовый дизайнер, сооснователь студии LetterHead

— Почему Sans?

— Санс — потому что Sans serif, шрифт без засечек. Еще их называют гротесками или gothic — в XIX веке такие шрифты казались гротескными, древними и готическими (то есть происходящими из темного средневековья). Сейчас они просто чистенькие клерки. HSE Sans не так уж прост. Он из подсемейства геометрических гротесков, но с хорошим закосом в гуманистическую сторону. Таков он потому, что мы с Дмитрием (Дмитрий Черногаев – исполнительный арт-директор и партнер агентства «Артоника» и преподаватель в Школе дизайна ВШЭ) так договорились: хотелось чего-то не совсем ординарного. Кроме того, Санс тесно связан с Серифом, они двоюродные братья, имеющие много общих черт и свойств.

 

— Чем он был вдохновлен?

— Вся система для Вышки придумана как академическая, строгая с одной стороны, но человеческая с другой. Было несколько референсов, на которые мы ориентировались, но не в смысле вдохновения, а в плане схожего решения задач. Для меня наиболее вдохновляющим было сотрудничество со старым другом Митей Черногаевым.

 

— Как понять, что шрифт «получился»? Какие критерии?

— Характер. У шрифта должен быть характер. У нашего точно есть.

 

— Отличаются ли подходы к созданию и использованию шрифтов в полиграфии и digital?

— Для меня нет. Ретина как кольт: дотянула возможности экрана до полиграфических, а скоро вообще оставит печатное качество далеко позади. Есть некоторые проблемы с использованием в сети шрифтов с развернутыми возможностями OpenType, но скоро и эти ограничения будут преодолены.

 

— Какие современные тренды в типографике?

— Прошлое десятилетие прошло под знаком тотального очищения и упрощения. В моде были, да и сейчас остаются, сухие геометрические гротески. Кроме того, тотальный переход читателей на экраны сделал шрифты без засечек более популярными, чем антиквы. Сейчас чувствуется усталость от предельной чистоты, и в тренде диковатые, дикие, а то и просто безумные буквы. Типографы потихоньку начинают понимать, что важно не только, насколько пригоже то, что набрано, но и как оно считывается. Темп чтения, вкус текста — это еще не мода, но уже и не пустой звук.

 

— Говорят о так называемом русском шрифтовом буме…

— Вообще-то до недавнего времени я в одиночку о нем говорил :) Что, нашлись последователи? Конечно, есть: сейчас в России шрифтовых дизайнеров раз в двадцать больше, чем с советское время. А уж каллиграфов наверняка в сто раз прибавилось. Достаточно сравнить то, что было в нулевые, с тем, что есть сейчас — разница огромная. Конечно, по объему кириллическая типографика не сравнима с латинской, но среди региональных систем письма она одна из самых мощных. Шрифтовой бум не только у нас — в Украине и Беларуси тоже свои мастера и школы, не похожие на российские. Кириллица теряет в пространстве, но прибавляет в глубине и насыщенности.

Дмитрий Черногаев
исполнительный арт-директор и партнер агентства «Артоника», лауреат фестивалей Epica (Kodak Pro-Prise), Golden Drum, ММФР, Bookberry Best Design Award

— Можно ли Sans назвать «нейтральным, простым»?

— Про Sans Юрий все верно рассказал. Но еще существует версия с засечками — HSE Slab, он тоже в ходу, но сейчас меньше используется. На мой взгляд, у него большое будущее. Мы не стали разрабатывать в классическом виде антиквенный шрифт, а заменили его не брусковый — он очень удобен для набора и чтения текстов, но при этом имеет некий интересный характер: более модерновый, более научный, чуть более технический. Суть в том, что короткие тексты удобнее читать шрифтом без засечек, а длинные — наоборот. Такой парадокс.

 

— Если их два, они разные, но при этом должны иметь одинаковый характер и нести один смысл. Как это достигается?

— Это традиционный прием, он довольно давно в ходу, это называется семейством шрифтов. В него могут входить шрифты с засечками, без засечек, какие-то еще другие. Они объединены общим характером и пропорциями. Пропорции шрифта — довольно сильно считываемая вещь, которая обеспечивает узнаваемость, но есть и другие характерные элементы, которые позволяют объединять и различать шрифты.

 

— Чем вы вдохновлялись?

— Шрифт был вдохновлен сразу несколькими источниками, но ключевым словом для нас было «образование». И в пропорциях, и в форме отдельных его элементов есть черты как шрифтов эпохи Возрождения и даже римских шрифтов — элементы античности, классического античного образования, так и шрифтов модерного характера — условно говоря, это Баухаус. Мы взяли черты классического и модернового образования и некоторым образом соединили их в одно целое.

 

— Мне как пользователю кажется, это невозможно увидеть в буквах. Это так заметно?

— Вы, конечно, не видите этот характер, но совершенно точно его чувствуете. Это научно доказанный факт. Некоторые люди не могут объяснить, почему они так или иначе относятся к тому или другому, но это не значит, что на них это не действует. Шрифт, который разработан как универсальный, не может иметь слишком сильного характера, это будет сужать поле и возможности его использования. Поэтому, когда вы смотрите на него, вы видите просто буквы. Но если поставить его рядом с другим шрифтом, то, скорее всего, вы заметите отличие. А это уже немало.

 

— Из двух шрифтов в наборе какой более сильный?

— Все зависит от задачи. Они дополняют друг друга. Более того, существующие сейчас шрифты — это не все. Это некоторый набор, который сделан как стартовый. Мы продолжаем работу, делаем новые начертания, чтобы расширить возможности использования. У нас диапазон от научной книги до студенческого мерчендайзинга.

 

— Почему нужен был дополнительный шрифт?

— Вообще это можно считать за один шрифт: у него единая центральная идея в характере, единая узнаваемая форма ключевых элементов. Дальше он просто имеет какое-то количество вариантов: и прямой, и курсив, и светлый, и жирный. Все они помогают его раскрывать и пользоваться им свободнее.

 

— Насколько новый шрифт Вышки соответствует трендам?

— Он их не исключает, мы находимся примерно в одном поле. Но мы разрабатывали его с большей перспективой. Если говорить о трендах, то они меняются очень быстро — каждый год, а то и чаще. Это не наша история, поскольку мы разрабатываем характер на десятилетия. Не факт, что он не будет со временем меняться и дополняться, но, по крайней мере, мы не можем сейчас этот проект позиционировать как отвечающий сиюминутной моде.